Maelstorm: «Пик комментаторской карьеры вообще никак не зависит от The International»
Владимир «Maelstorm» Кузьминов рассказал в интервью о работе над собой, нуждах зрителя, соперничестве с Maincast и многом другом. Кузьминов также поделился планами RuHub на ближайшее будущее: с его слов, скоро RuHub откроет новую студию, начнет «более активно общаться с аудиторией». Maelstorm также пояснил, почему у них порой не получается состязаться с
Виталием «v1lat» Волочаем.
— Здравствуй! Спасибо, что уделил время для нашего портала. Давай начнём там, где закончили? Как тебе квалификации на DreamLeague? Na’Vi is back?
— В СНГ всё по-прежнему нестабильно, многие команды после неплохого старта провалились и перестали показывать хоть какую-то внятную игру. Порадовали NaVi. На данный момент эта команда действительно показала рост. В остальных регионах всё тоже очень «мутно». Всё же многие команды отдыхают после TI.
— Буквально несколько лет назад тебя массово хейтили, сейчас — называют одним из лучших в RuHub’e. Как ты перешёл от одного ко второму? Какую работу проделал над собой?
— Мне кажется, что работа над собой даёт где-то 10% эффекта, остальное – это некий врожденный фактор. Я не могу сказать, что сейчас я работаю над собой больше, чем пару лет назад. Это очень тяжело заметить, потому что это происходит очень постепенно, если происходит вообще, конечно же. Нет никакого резкого скачка, ты просто что-то делаешь. Можно читать книжки, проговаривать скороговорки, каждому своё. Заметить этот рост очень тяжело. Плюс, как мне кажется, реакция публики не всегда соответствует какому-то истинно справедливому значению. Не настолько я был плох тогда, не настолько хорош сейчас.
— Ты сказал, что 90% того, как зрители воспринимают комментатора, это нечто врождённое, а не наработанное и контролируемое. Что же нужно зрителю?
— Атмосфера. Ему нужна атмосфера, которая будет приятной и комфортной. А вот как её создать — это целое дело.
— Как ты это делаешь?
— Стараюсь передать свои эмоции от игры. Либо построить интересный диалог со своим со-кастером. Вот два способа. Тяжело бывает, когда и диалог толком не выходит, и игра не приносит нужных эмоций. По разным причинам. Вот в прошлом сезоне Virtus.pro пинали ногами любую команду в финале, все игры были в одну калитку. Смотреть за таким не очень интересно. Как-то приходиться выкручиваться, придумывать самому на ходу.
— Какой самый сложный матч был для тебя за последний год?
— Мне кажется вчера. Не знаю почему так, такой вот настрой был у нас с NS’ом. Очень странно. Может в студии какая-то атмосфера была, но вот вчера было нереально тяжело. Мы буквально засыпали в конце эфира. Дома уснул моментально, словно в шахте какой-то отработал. Но это всё-таки последние впечатления.
Более ответственные эфиры были на The International. Все их смотрят, ты к ним готовишься. Они важные, по-своему важные, но зачастую, гораздо сложнее откомментировать какой-то не очень важный матч. Это настоящее искусство, и нужно быть суперпрофессионалом для этого.
— Опять-таки, если сравнивать тебя сейчас и пару лет назад, то лично у меня создается ощущение, что ты начал больше выдавать моментов со всплеском эмоций, как тогда в матче Na’Vi. Это то, чего тебе не хватало?
— Наверно. Это опять же эта атмосфера и я, знаешь, такой дурочек за микрофоном, который кричит и всем от этого весело. В том моменте всё получилось как-то само по себе. Естественно, я ничего такого не планировал, но в тот момент мне так хотелось, чтобы Na’Vi камбэкнули. У них было всё плохо и вот почти… Короче, как-то само собой получается. Потом смотришь на реакцию людей, и даже если тебе это самому не очень нравится, а я всегда был сторонником более серьезного комментирования, то понимаешь, что, быть может, твои предпочтения не так важны, если людям это нравится.
— Пик в карьере коммев Dota 2 — это приглашение на The International, верно?
— Нет.
— А где же он?
— Он вообще от этого не зависит. Есть куча людей, которых звали на The International, и это им ничего не давало.
— Но это всё равно признание, правильно?
— Признание чье?
— Valve.
— Кучки людей, которые выдают инвайты? А другая кучка не признала, и что? Пик комментаторской карьеры вообще никак не зависит от The International. TI… туда приятно попасть. Не хотел никого обидеть, назвав «кучкой», но ведь это и правда некая группа людей. Valve достаточно компетентны в некоторых вопросах, в том числе в выборе талантов. Но они оставляют массу вопросов по тем, или иным людям, которых выбрали. Но это не важно. Позвали тебя, не позвали — без разницы. Можно съездить на все «Инты», и остаться ноунеймом, а можно не быть ни на одном и быть известным в сообществе. Например, PGG, он вообще вот два года не появлялся на TI, и что? Он до сих пор известнее многих людей. Известнее Feaver’a гораздо, Baffik’a, меня.
Пик комментаторской карьеры у каждого свой. Может, конечно, совпасть, что тебя позовут на TI на пике карьеры, и поставили комментировать гранд-финал, но я считаю, что очень неправильно равняться на The International. Это очень губит некоторых. Мол, дело сделано и перестают что-то делать. Многие наоборот, тильтуют из-за того, что не позвали, хотя на самом деле известность определяется совершенно иными параметрами. Знал бы от чего, был бы популярнее и известнее.
— Ты комментируешь Dota 2 минимум пять лет, с третьего TI. Ты достиг уже своего пика, или он по-прежнему где-то в будущем?
— Я бы хотел верить, что всё еще впереди, а там уже как получится. А если судить на данный момент, то скачек был, когда позвали на TI3, но это было больше вот, как ты спрашивал об инвайте. Сам TI ничего толком и не дал. Реальный скачек — это, наверное, Storm Studio была, когда я приобрёл какую-никакую популярность и, скажем так, силу в коммьюнити. Еще один скачек — это начало 2018 года. Сейчас я чувствую какой-то спад. Надеюсь, что это спад перед очередным скачком, но пока непонятно.
— Предыдущий сезон для комментаторов был жесткий. Много турниров, мало перерывов. В новом сезоне — новые правила. Как ты себя находишь в нём? Лучше ли так для тебя?
— Не знаю, честно скажу. Это вопрос, на который можно ответить в конце сезона, сравнив два сезона. Сейчас не готов ответить на этот вопрос, потому что я не знаю, на каких турнирах я буду работать, и как это воспримет комьюнити. Не секрет же, что сообщество смотрит на RuHub под определённым углом, а это всё влияет. В конце года будет видно.
— Насколько тяжелым был сезон 2017/2018? Как по твоему мнению ты справлялся?
— Не тяжело вообще. Справлялся хорошо, судя по отзывам. Был в каком-то своём ритме. С одной стороны, иногда уставал, но с другой, я начал работать активно только с начала года. До этого были только квалификации и ты их стримишь с пониманием, что они не так важны, как сам турнир. Во второй половине сезона уже шла борьба за инвайт на Инт, поэтому лениться не очень хотелось.
— Борьба на Инт. Она ради признания, или ради денег?
— У всех своя причина.
— Какая твоя?
— У меня это желание не оставаться в стороне. Не могу сказать, что это ради признания, потому что ради него ты работаешь уже на самом The International. Там ты пытаешься сделать так, чтобы людям запомнилось что-то хорошее. А вот если ты не попал, то сначала минус мораль, а затем осознание того, что ты ничего не будешь делать целый месяц, будет какая-то движуха, в которой ты себя видишь. Это как если бы вся семья поехала на отдых, а ты нет, условно говоря. Не важно, что это работа, ты чувствуешь себя брошенным, кинутым. Может быть комментаторам, которые ни разу там не были, в этом плане проще. Суть в том, что я вижу себя частью этого коммьюнити и бывает очень больно осознавать, что некоторые люди едут… Субъективно, менее достойные, чем ты. И даже если все достойные, и ты это понимаешь, тебе все равно этого хочется. Попасть туда, поучаствовать, внести свой вклад. Тяжело, когда этого не происходит. Лично для меня.
— Сколько зарабатывают на The International?
— Не знаю… На самом деле, если я скажу какую-то цифру, это раскроет, и сколько я зарабатываю, и сколько остальные. Скажу так, в среднем, как мне кажется, в несколько раз больше, чем получаешь за месяц. А для некоторых в несколько раз больше, чем за год. И сколько я помню, так было всегда. Суммы всегда были разные, и они ощутимо росли с каждым разом. Но и зарплаты росли параллельно. На TI3 я не получил такую уж большую сумму, но тогда это казалось колоссальными цифрами. Сейчас все больше.
— Возвращаемся к комментаторскому ремеслу. Вчера у тебя был один из сложных матчей. Связано ли это с тем, что со-кастером был NS?
— Это и удивительно! Обычно с ним всегда легко! А тут не мне с ним было тяжело, а нам обоим было тяжело. Может дело в кондиционере, такое ощущение было, что у нас кончился кислород. Такое бывает, когда сидишь в супердушном помещении, то начинает просто вырубать. Плюс мне немного тяжело после The International, всё-таки не для кого не секрет, что главный турнир осени проходит мимо нас, и я могу его смотреть только как зритель. Это тоже очень обидно.
— Об этом и поговорим. Конкуренция между вами и Maincast. SLTV в последнее время выходит из Dota 2…
— Не спеши делать выводы о них, посмотрим еще.
— Окей, но на данный момент это выглядит именно так: RuHub vs Maincast. Почему вы за такой небольшой срок так сильно уступили в этой «войне», если можно так сказать? Можно ли вообще говорить, что вы уступаете?
— Я думаю, что соперничество между студиями — это позитивная вещь. Оно выражается в том, что студии и комментаторы начинают больше прислушиваться к коммьюнити, бороться за их внимание, делать лучший контент. Мейнкаст показывает, на что способен, и мы не отстаем.
В данный момент RuHub отстраивает новую студию, в этот переходный момент может показаться, что мы «проседаем», но это мы, опять же, делаем для киберспортивной аудитории и для того, чтобы становиться лучше.
У нас планируется множество нововведений, новая красивая студия. Я уверен, что скоро вы все увидите и будете за нас рады. Мы также планируем более активно общаться с нашей аудиторией, подробно рассказывать о наших планах — об этом вы узнаете первыми, если будете следить за нашими новостями.
— Хорошо. Три месяца назад у вас была студия, аудитория, комментаторы. У v1lat’a был громкий анонс. Мало того, что открытые квалификации, так еще и первые дни закрытых отборочных прошли под лидерством MC. Вы вернули себе статус-кво только через 3-4 дня. Вы не ожидали, что они так выстрелят?
— Главное, что мы включились в процесс несмотря на высокую загрузку. Когда я пришёл за день до квал на собрание, у нас только закончился Counter-Strike, и студию начали перестраивать под Доту меньше, чем за 24 часа.
— Как побеждать v1lat’a?
— Я могу привести пример из Warcraft’a. Проходит турнир и стримит его куча людей, но я, как человек выросший на стримах Майкера, всегда пойду смотреть его стрим. Не знаю, что должно быть на трансляции, чтобы я пошёл смотреть кого-то другого. Он для меня очень привычен. Вот почему во многом »грубой силой» не получается состязаться с v1lat’ом. Если говорить об открытых квалификациях, то тут просто нужно работать над популярностью. Вот меня уже смотрела пара тысяч человек, для меня это небольшая ступенька. NS может подрубить, его будут смотреть. Это вопрос личной популярности. Если говорить о студийной работе, то здесь поле огромное. Ты можешь создавать всё, что угодно, какие угодно идеи.
— Открытые квалификации. Спустя уже какое-то время, не приходили в голове идеи касательно того, что с ними делать?
— Стримить на личные каналы. Во всяком случае, пока. Постепенно наращивать аудиторию. В твиттере у нас возник по этому поводу спор, там все люди молодцы, но я так и не нашёл для себя идеи, за которую смог ухватиться.
— Может какое-то шоу в эфире?
— Какое-нибудь — можно. Какое именно, я не знаю. Я не знаю, какое конкретно сделать шоу. Ответа у меня нет, но спорить с тем, что что-то можно сделать, я не буду. Это из серии: а можно ли телепортироваться? Вроде можно, и вроде даже физика это уже доказала. Но как телепортировать человека? Это если утрировать.
У меня была идея, которая родилась походу. Звать зрителей. Она всем супер как понравилась, но она привела к снижению аудитории. Пришёл я не к желаемому результату, а совсем наоборот. Личные стримы пока выигрывают у всех идей, которые приходили в голову.
— В завершение интервью хочу тебя спросить следующее: ты комментировал со многими, на какие твои три любимых сокастера? Почему?
— NS — с ним выходит хорошо видеть игру и вести её. LOST — с ним очень здорово в плане того, что он никогда не мешает play-by-play комментатору и хорошо анализирует. И Jam — с ним всегда можно попробовать что-то новое в плане того, что я уже анализирую, и у меня больше времени посмотреть на игру, как всё происходит, не упустить что-то важное. Потому что когда ты на первой позиции, то зачастую ничего не видишь, и голова занята другим. Но на самом деле этот список может меняться. Я бы сравнил это с едой: сегодня хочется одно, а завтра другое.
— А с кем бы из всех студий ты хотел бы прокомментировать?
— С Olsior. Вообще без каких-либо вариантов. Может прозвучать немного неправильно, ведь «Олси» сейчас на таком хайпе, с этим глупо спорить, но еще до того, как он ворвался, я бы всё равно его назвал. Мы ведь с ним начинали комментировать в одно время, и для меня это было бы что-то особенно. Но только если и для него это тоже так. Если нет, то с Flunky. Люблю мучать новичков(смеется).
Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!
Источник: gameinside.ua
Комментарии