Smile: «Игнорирую критику от комьюнити. Она мне не нужна»

Аналитик студии RuHub Россия, Russia, RU Сергей «Smile» Ревин высказался в интервью о падении популярности Dota 2, объяснил, почему он стал больше времени проводить на трансляциях по Counter-Strike: Global Offensive, а также заявил, что он полностью игнорирует критику со стороны сообщества, поскольку считает ее «неправильной».


— Что должно случиться на турнире, чтоб ты получил от него удовольствие?

— Как бы банально это не было, но я получаю удовольствие именно от четкой, красивой доты: чтоб было все по полочкам, чтоб команды приехали подготовленные, чтоб игра была красивая. Вот ты смотришь — и у тебя рот открывается по чуть-чуть. Ближе к финалу ты просто не можешь его закрыть, потому что он у тебя полностью открыт от увиденного. Хоть это и минор, и понятно, что тут всех жестких грандов нет, но все равно и на таких турнирах тоже может быть как раз то, на что хочется посмотреть, то, что хочется увидеть от команд, которые рвутся на мейджор и будут грызться за последний слот на него.

— Знаешь, почему ты — уникальный собеседник? Потому, что ты отлично совмещаешь Dota 2 и Counter-Strike. Это то, о чем я хотел бы поговорить с тобой, оторвавшись от турнира. В последнее время CS буквально перегнал Dota 2. Такого никогда не было.

— Он не то, что перегнал Dota 2, он идет сейчас топ-1 игрой в Steam. А у Dota 2 сейчас вроде самый низкий уровень онлайна с 2013 года. Опять же, это все патчи. Нельзя так много вводить в Доту. Если бы сначала ввели аванпосты, потом один-два уровня нейтральных предметов и т.д. А они сразу все накидывают в одну кучу. И так порог вхождения в доту очень тяжелый: у тебя там 800-900 талантов, сто с лишним персонажей, очень много заклинаний нужно изучить. У тебя просто голова рушится от этого всего. И еще плюс-минус половину сверху Valve накидывает.

Как это все понять, когда ты новичок? Даже профессионалы не до конца понимают, как с этим быть. Хотя опыт очень большой разбора всех этих патчей. А средние игроки, которые играют там на 4-5 тысяч MMR, они не понимают и просто уходят. Плюс новые игры появляются, в которых хочется побегать, попрыгать, опять же. Все эти Apex Legends, Fornite, Escape from Tarkov, который сейчас очень популярный. И вот все туда уходят. Опять же, Counter-Strike. Он снова начинает набирать популярность.

— Хорошо. Как из этого выходить?

— Я думаю, это дело времени. Dota 2 придет в свою стабильность. Приток игроков будет. Просто люди потихоньку будут разбираться. Первый раз зашел: не хочу в нее играть, вообще ничего не понятно. Второй раз зашел — процентов на 20 уже где-то понял. Третий раз зашел — еще что-то понял и все, и дальше ты возвращаешься, потому что тебе уже этот патч понятен. Это всегда так было: после глобальных патчей всегда идет жесткий отток, процентов 20. В общем, через два месяца увидим возвращение онлайна.

— По статистике мы видим, что когда-то CS был позади Доты, а сейчас вырвался вперед. Через пару лет Counter-Strike будет уже далеко впереди, наверное. Чем же он так хорош? Простота?

— Самая простая игра для понимания. Не знаю, я вот своего друга приводил, а он ничего в киберспорте не понимает, вот я его приводил на Dota 2, на EPICENTER, и на Counter-Strike. Мы пришли на Counter-Strikе, я его посадил и все объяснил ему за пять минут: что как происходит на сцене, что нужно делать, кто там террористы, кто контр-террористы и так далее. За пять минут ему стало все понятно. Сели смотреть Доту — я ему за час объяснить не смог. Он до конца так и не понял, что происходит. Он понял, что есть одна команда, вторая команда и две базы. А все остальное… Вот, опять же, порог входа. В Counter-Strike все понятно, все четко, все легко.

— Так может Доте и стоило в свое время придерживаться этого плана? Есть две базы, у каждой команды есть свой трон, и его нужно снести. Без вот этого моря «обджективов» и тому подобного?

— Ну, тогда бы мы в нее не играли пятнадцать лет, если бы это все не менялось. В какой-то момент она бы приелась. И тот же отток, наверное, пошел бы еще быстрее. А вот эти обновления, они и в CS и в Доте — это и держит именно уровень этих игр на высоте на протяжении 15-20 лет. И они до сих пор в топе держатся, как соревновательные дисциплины. Уже умерли и Warcraft, и Starcraft, и вообще все. Так что по-другому быть не может. Будем стоять на месте — игры будут умирать.

— Это понятно. С другой стороны, почему бы не сделать Dota 2 проще? В каких-то геймплейных моментах.

— Ну насколько проще? Настолько простой, как футбол? Ты вообще вот задумывался, почему футбол такой популярный? Это настолько простая игра. 22 взрослых дядьки гоняют мячик по травке и пытаются забить в определенную фигуру. Это самая простая игра, которая только может быть. Ничего проще. Понятно, что есть тактика, стратегия, командное взаимодействие и т.д, но все равно это суперпростая игра, в отличие от Dota 2. Ты хочешь сделать Доту настолько простой? Я не хочу.

— Но тогда со временем Dota 2 будет просто клубом по интересам. Это будет только элитарное общество такое.

— А это и сейчас элитарное общество. Вот как раз то, что есть определенное общество людей, которые вот это все понимают и играют на топовом уровне. Остальные пытаются это догнать и понять. Если б она была простая, на три миллиона человек было бы больше в этом элитарном обществе. Это я условно говорю. Количество может быть любым. Поэтому, зачем тебе тысяча профессиональных команд, когда у тебя есть образно пятьдесят. И люди стараются туда прийти: проходят огонь, воду и медные трубы. Была бы она простой — все бы играли на топовом уровне, и чемпионаты бы проходили на миллион команд.

— То есть, элитарность — хорошо?

— Да.

— Но ведь если абсолютно новый игрок не стремится поехать на Кубок России и выиграть там – это плохо. Он сразу думает о каких-то открытых квалификациях на TheInternational и тому подобное.

— Потому, что у нас не построено ничего. У нас зеленая структура в мире, зеленая структура в странах. У нас нет чемпионатов в России нормальных. Там, где будут регистрироваться команды, платить какие-то взносы за участия. У нас нет замен, нет скаутов нормальных. У нас ничего не построено. У нас вот эта инфраструктура вообще на нуле, на зеленом уровне, в далеких «нулевых» держится.

— Но почему в Counter-Strike это все есть и уже многие годы?

— Где?

— Вот эта дорога с тир-5 турниров до тир-1, конечно же, есть.

— Опять же, нету. Нет этого всего.

— Тут я готов спорить. У нас в Украине есть Национальная киберспортивная лига. .

— Я знаю. У нас тоже есть ФКС России. Один s1mple вышел с нее. И то, он не так вышел. Он много сам играл, приходил и играл нон-про турниры, его замечали. Приходил, светился постоянно на LAN-турнирах, его там замечали. Он проходил все ступеньки уровней команд. Flipsid3, HellRaisers, потом Liquid и т.д. Это так же абсолютно можно делать в Доте, но структуры нет. Тебя просто дергают из паблика. В CS сейчас есть такой игрок m0NESY. Ему 14 лет. Играет, собирает миксы со своими друзьями. Жестко стреляет. Очень жестко. Говорят, что это новый s1mple. Очень крутой парень. Вот этот парень тоже сам развивается. А вот именно чтоб он пошел в какую-то школу, чтоб с ним там проводили уроки, чтоб он дальше пошел играть в молодежной команде… Нет, в Китае уже есть эти молодежные составы и давно. Но это все пока настолько слабо… У нас слабо. В Китае нормально развивается. А у нас это началось буквально последние 2 года. Почему только сейчас? Почему люди это не делали, непонятно. Ведь деньги на это есть.

— Говоря о личных ощущениях от игры. В чем разница в ощущениях от Dota 2 и от CS:GO? У тебя 10 уровень на Faceit. Что тебя, как дотера, так сильно «шторит» в CS?

— Не знаю, меня «шторит» постоянный экшн. В Доте это все чуть-чуть… Вот, знаешь, если сравнивать, мне очень нравится комментировать Counter-Strike и нравится анализировать Доту. Не наоборот. Counter-Strike иногда просто не поддается анализу. Вот просто не поддается. Ты можешь знать команды, знать их раунды, знать раскидки, но вот этот человеческий фактор, который может произойти, и то, что это стрелялка, и можно убить с одной пули… Вот эта рандом романтика. Индивидуальный скилл. В Доте он тоже есть, но так потащить ты не можешь. Ты можешь взять Desert Eagle, нажать пять раз ЛКМ и выиграть раунд. На эко-раунде. Ни одной гранаты, ничего нет. Вышел — стрельнул, вышел — стрельнул. В Доте так нельзя сделать. Вот опять же. Почему я люблю ее анализировать? Там все по полочкам. Да, можно промазать скиллами, можно куда-то неправильно пойти, но все равно элемент рандома в CS больше. Поэтому мне нравится в него больше играть.

— С моей обывательской точки зрения. Когда я смотрю студию аналитики RuHub на турнирах по Dota 2, и по CS:GO, создается ощущение, что ты, когда работаешь на CS, становишься немного другим человеком. Ты это ощущаешь?

— Ну, я от Dota 2 чуть-чуть подустал, могу так сказать. За 15 лет я подустал. Я в нее не играю. Я перестал в нее играть. Я смотрю. Смотрю много, и мне этого хватает, чтобы сделать какой-то анализ. Если мне что-то непонятно, я захожу в игру и тестирую это. Но не в паблике. Не хочу туда заходить, играть. Не хочу портить себе нервы. Не люблю играть именно матчмейкинг. Меня бесит это играть.

Очень много профессиональных игроков бесит играть в паблике. Их тошнит. Вот эти патчи все, все это накладывается… Я просто устал от нее. Я играю в нее пятнадцать лет. У меня уже башка кипит от того, что я бегаю, что-то делаю и кому-то что-то доказываю, объясняю. А тебя посылают трехэтажным матом — и ты еще больше расстраиваешься. Не знаю, Counter-Strike это новая для меня игра. Я играю в него всего три года. Я эту игру люблю сейчас больше, наверное, чем Доту. Мне нравится комментировать, какие-то расклады делать, разбираться в нем еще больше, потому что я не до конца все понимаю. У меня очень много друзей с Counter-Strike еще со старых времен, с «нулевых». Поэтому Counter-Strike сейчас для меня — это второе дыхание. Второе дыхание в киберспорте, я так скажу.

— Говоря о студиях, я имел ввиду не только это. Дело в том, что в студии аналитики Dota 2 у вас такое, если можно так сказать, сборище мастодонтов. NS, ты, много других ребят. Взять даже не таких медийных на вашем фоне 4ce и Inmate, у них все равно в соц.сетях хорошие цифры и т.п. На их фоне ваша CS-тусовка, она, очевидно, не настолько раскручена медийно. Тебе работается легче с этими людьми? Или ты чувствуешь себя каким-то таким медийным локомотивом? Как это происходит?

— Да нет, на самом деле. Я же там как новичек. Самые опытные ребята — это ceh9 и crystalmay, раньше были ухо, Enkanis. Вот они уже не первый год в Counter-Strike, они мастодонты. Те же ухо и ceh9 в CS с рождения. Я новичек. Я разбираюсь, очень много спрашиваю. Все впитываю и пытаюсь преобразовать в хороший, качественный контент в студии.

— Работаешь с критикой от коммьюнити? Или игнорируешь ее?

— Игнорирую. Она мне не нужна. Она неправильная. Люди — как сито. Они не умеют правильно фильтровать информацию. Им какую-то информацию даешь — все хорошее проходит через сито и уходит от них. А они оставляют себе всю вот эту шелуху и т.д. И так 75% коммьюнити. Нормально, чтобы тебе кто-то объяснил, что ты делаешь неправильно, где ты косячишь — такого нет. Просто начинают тебя крыть трехэтажным. Мол, ты старичек, зачем ты тут работаешь, тебе уже пора на пенсию, уйди со студии аналитики. А если мы все уйдем со студии аналитики, кого туда ставить? Кто там будет работать?

Это то же самое, как в спорте. Взять тот же футбол. Там все тренера, им минимум 50 лет. Сейчас вот пошла новая эра. Луис Энрике, все эти ребята из «Барселоны», Жозе Моуринью, Пеп Гвардиола — они там с тридцати пяти лет тренируют.  Но опять же, это новая эра какая-то. А раньше все тренера были минимум 50 лет. Они не играют. Их сейчас поставишь бить — они пенальти могут не забить, с 30 раз со штрафного стенку не перекинут. Но их слушают, у них есть какая-то база. Любую топовую команду из восьмидесятых взять и поставить против любой средней нынешней — их сотрут. Другие скорости, все другое. А тренер не играет. Он просто смотрит, анализирует матчи. Он своим вооруженным глазом замечает, почему так все происходит. То же самое в Dota 2, то же самое в Counter-Strike. У тебя есть какой-то опыт, а тебя гонит 14-летний парень, мол «что ты несешь, я топ-1 рейтинга, а ты иди отсюда, ты не умеешь играть, я умею играть».

— Как часто ты с таким сталкиваешься?

— Очень часто. Каждый второй такой в наших командах. Я могу, конечно, сказать: «Парень, ты конченный, ты занимаешь первое место в MMR. Но ты хоть раз получи хоть бронзовую медаль на чемпионате достойного уровня, и тогда я с тобой начну разговаривать. Если ты этого не сделаешь — нам не о чем с тобой разговаривать. Ты можешь быть хоть 1, хоть 101 своего MMR, но о чем нам с тобой говорить, если ты ничего не добился, правильно?».Но я этим не пользуюсь. Мне нет смысла этим пользоваться. Пусть будет самым умным. Время покажет, кто прав, а кто нет.

— Такое ощущение, что люди иногда реально забывают, что вообще-то Smile (ARS-ART) — вице-чемпион TheInternational, в свое время считался одним из самых топовых саппортов мира.

— Я много могу сказать. В 2012 году меня признали лучшим суппортом пятой позиции, хоть мы и заняли второе место. Хотя могли признать Faith из IG. Но этим не надо пользоваться.

 То есть, это просто как черно-белая фотография в рамочке на стене?

— Ну а зачем этим пользоваться? Где? В разговорах? Мол, «ты неправильно играешь, а я вице-чемпион The International»? Нет. Этим всегда кидаться нельзя. Это уже какое-то тщеславие начинается. Наше поколение никогда не было тщеславным, никогда не зажиралось.

— Никогда не думал попробовать что-то другое, кроме студийной работы?

— Хотел попробовать себя тренером. Но, наверное, молодежной команды какой-то. Не хочу тренировать готовую команду. Там как-то тренера неправильно работают, у меня такое ощущение. Там есть капитаны, которые ссорятся с этими тренерами, либо тренер приходит просто поездить со своими друзьями, потусить. Я себя представляю вот таким менеджером. Если мне дадут полную власть в клубе. Дадут выбор игроков, подбор игроков. Если будет хорошая финансовая поддержка, я найму обязательно селекционера. Он будет мне накидывать какие-то варианты, и мы будем делать подбор. И только после этого начинается конкретная работа с командой.

По-другому никак. Нужен абсолютно полный контроль над командой. Вот это то, что нужно для молодежной команды. Нужны ребята, которые досконально будут тебя слушать. А сейчас все в руках игроков. Организации, менеджеры — никто. Это нужно менять. Менеджеры должны быть над игроками, а не наоборот.

Знаешь, я планировал закончить интервью на этом моменте, но будучи давним фанатом Na’Vi, не могу не спросить давно мучающий меня вопрос: что случилось в финале TI2?

— Там с драфтами не пошло у нас. Клемент как раз на том чемпионате начал импровизировать, еще в полуфинале. И в финале была как раз его импровизация, вот эти «пуппеевские драфты». Он вводил героев, которые потом вошли в мету: Keeper of the Light и Nyx Assassin у нас были, по-моему. И эти герои потом вошли в мету, через 2-3 месяца. Но тогда мы не очень понимали, что с ними делать и не тренировали их. Поэтому не очень хорошо получилось. Они просто переиграли нас. Хотя до этого мы их обыграли в полуфинале.

—Тот матч грех не запомнить. “ThePlay”, или как говорят у нас «Лост бкбшечка»…

— Да это халява была. Бкб прожал, всех стянул. У него (у Lost на Enigma – прим.ред.) был соулринг, ботинок и БКБ(смеется). Больше ничего.

— Забавно смотреть, на самом деле на такую вещь. Вот когда ты играл, ты собирал условно два Bracer и шел в бой. И сейчас саппорты некоторые так же и делают.

Не буду вы*бываться, но по-хорошему четвертую позицию я придумал. Жадный суппорт.

— А бывает вообще такое, что ты видишь какие-то вещи в играх и понимаешь, что «это мы изобрели»?

— Много всего. Например, варды определенные ставить. В Virtus.pro в 2007-2008 мы отталкивались от вардов, от контроля карты. Ни одна команда больше так не делала. Просто ходили, играли, ставили варды какие-то на руны. А мы именно отталкивались от захвата территорий. Ты захватываешь территорию – ты ставишь туда вард. Жесткие варды на «хайграунд» противника, под которые запрыгиваешь… Это тоже. Очень много всяких моментов. Просто мы в Доту и начинали играть, поэтому половина вещей придуманы именно мастодонтами Доты.

— Как было смотреть на NatusVincere во время финала TI3? Ты ведь за год до этого играл за них в финале TheInternational 2. Есть какие-то “specialfeelings” по этому поводу?

— Нет никаких “special feelings”. Na’Vi должны были тогда четыре игры из пяти выигрывать. Просто легко забирать. Нервы играют, миллиметр вправо, миллиметр влево – расстрел.

— Первый AllStars матч на TI3. Ты играл на Axe. Удивился тогда, что тебя позвали?

— Приятно было, но нет. Меня как раз тогда gosugamers признали лучшим суппортом. Это был пик моей формы. Я чувствовал себя просто «киллером», который разносит и вообще ничего не боится. Но, скажу так. Когда идет матч всех звезд и есть Puppey, то AllStars не получается. Ты набираешь каких-то рофельных героев, чтобы просто побегать, а он «трайхардит» на победу. Он берет Pudge и Omniknight, и пошел. И следующий AllStars матч был таким же, и после этого такой же. Он везде отыгрывал серьезно. Уже не помню, то ли The International 6, то ли 7, мы остались вместе до шести утра, вспоминали старое, говорили о жизни. И перешли к этим AllStars матчам. И я ему говорю: «Ты можешь их нормально играть? AllStars матч – это шоуматч. Хватит трайхардить». И он: «Окей».


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: gameinside.ua