Zayac: «Мы всегда хотим играть в доминирующую Доту»

Участник состава Россия, Russia, RU Virtus.pro Киргизия, Kyrgyzstan, KG Бакыт «Zayac» Эмилжанов рассказал о своей инициативе по борьбе с коронавирусом, оценил выступление своей команды на OMEGA League, высказался о патче 7.27 и сравнил Украина, Ukraine, UA Ивана «ArtStyle» Антонова с тренером Украина, Ukraine, UA Natus VincereУкраина, Ukraine, UA Андреем «Mag» Чипенко.


Предлагаю начать с темы, близкой сегодня каждому. Поговорим о коронавирусе. Ты стал одним из лидеров сопротивления пандемии в своей стране, в киберспорте. Инициировал сбор средств. Спустя месяц, можешь поделиться какими-то результатами, фидбеком? Как сейчас дело обстоит?

— Да, прошел почти месяц. Сейчас немного все подзамедлилось, потому что надо все время это рекламировать. Мы дошли до точки в три тысячи восемьсот долларов. Наша цель была собрать десять тысяч. Я продолжу, буду собирать до конца. Думал, начать стримить. У меня есть идеи, как это продолжить. Просто из-за того, что сейчас начался турнир… Все-таки у меня есть работа, которую я должен делать. Из-за этого все немного замедлилось. И мои друзья, активисты, с которыми мы это делаем, у них тоже есть свои личные обязательства, помимо этого. Но мы продолжим все этим заниматься. Пока что все идет довольно хорошо.

Ты доволен уровнем поддержки в соц. сетях? 

— Мне было немного странно все это начинать, но эмоции, разочарование ситуацией с пандемией и просто патриотизм, сочувствие людям – все это сподвигло меня. Без этих чувств я бы остался в сторонке, как большинство людей. Просто бы перестал читать новости, и решил, что все окей. Если честно, когда меня поддержали Virtus.pro, когда просто медийные люди начали репостить, поддерживать, писать мне в личку, что это круто, наоборот я почувствовал, что я очень рад тому, что есть киберспорт, тому, что я играю в Доту и тому, что я, будучи обычным парнем из Кыргызстана, могу как-то повлиять, помочь людям. Меня это очень сильно вдохновило. Во мне появилось больше благодарности к фанатам и к индустрии в общем.

Не могу не спросить. Как твоя мама?

— Сейчас уже все хорошо, они вылечились. У мамы уже все хорошо, она работает, нет никаких осложнений. А моя тетя… Помимо коронавируса она была после аварии, у нее было сломано восемь ребер, она сейчас в процессе восстановления. Очевидно, коронавирус тоже подбивает организм. Поэтому она до сих пор восстанавливается. Но уже все стабильно, уже все хорошо.

Тебе не кажется, что мы все как-то слишком быстро привыкли ко всему этому? Мысль о том, что есть такая по-своему страшная вещь, как коронавирус, уже не кажется нам пугающей. Мол, коронавирус и коронавирус, это не мешает мне сбегать в магазин без маски и т.п. Как-то мы очень быстро стали воспринимать эту, безусловно, смертельную ситуацию как обыденность, данность.

— Я об этом думал. Вообще, это очень сложная тема. Я не готов брать ответственность, но, как мне кажется, многие страны не могут все закрыть. Даже я смотрю: курортные зоны, в моей стране курортная зона. Это же сильно подобьет экономику, если все изолировать. Конечно, в идеале можно все изолировать, переждать, дождаться вакцины и зажить крутой жизнью, но тогда экономика будет очень сильно подбита. Я понимаю заведения, которые работают, курортные зоны, которые работают. И, скорее всего, они должны работать. Потому, что, из того, что я знаю, большинство людей во всем мире переболеют этим вирусом. Разные прогнозы, но больше половины населения переболеют. Тут просто больше зависит уже от готовности и адекватности самих людей. Если ты заболел, главное – сидеть дома, не заражать других людей и просто вылечиться. Это как норма.

Потому, что вначале я тоже очень сильно испугался. Когда я сижу, вроде знаю о коронавирусе, что что-то там происходит в мире, и тут мне звонит старший брат и говорит: «Мы заболели. Сидим дома втроем». Моя мачеха, отец и мой старший брат. Сначала я опешил. Посмотрел в Twitter – и вижу, что у моего лучшего друга мама болеет. И это все в один день. Я сильно испугался. Но все-таки эта болезнь…Она есть, да, она смертельна, но она не настолько страшна. У меня очень много знакомых переболело. И мне стало легче воспринимать этот вирус. Все по итогу выздоровели. Не без летальных исходов, но… Тем не менее, ты понимаешь, что это не супер-пупер страшно, не из такого. Самое страшное – это масштабы и угроза людям, которые не осведомлены об этом вирусе, как нужно себя вести.

Эти люди в большой опасности. Они могут подумать, что это обычный грипп, пойти заражать своих родственников, которые в зоне риска, начать пить антибиотики без направления докторов, не дай Бог. И вот это более опасно. Мы с этим боролись. Записывали видеоролик для моего фандрайзинга, записывали на наше местное телевидение. Чтобы люди понимали, что есть определенный протокол лечения и что нужно поддерживать иммунитет и соблюдать гигиену. Мне кажется, это норма. Я думаю, человек привыкнет к любой вещи достаточно быстро.

Поговорим о Доте и OMEGA League. Вы начали выступление на турнире двумя матчами: против Alliance и против NAVI.  Какие проблемы вскрылись во время первых матчей?

— В целом, к турниру мы подошли очень серьезно. Мы с Ваней не смогли прилететь на буткемп, но мы сыграли 60+ «скримов» и подготовили довольно много стратегий. Первая встреча была против Alliance. Мы столкнулись с тем, что начали немного путать стратегии, раздрафты. И поэтому отыграли не так хорошо, как хотелось бы. Во-вторых, на тренировках мы хорошо выступали, все было очень круто. И это тоже не всегда хорошо, когда ты выигрываешь много КВ. Это тебя немного расслабляет, противник усыпляет твою бдительность, а на официальных матчах все играют серьезно. Мы обсудили, что и как, понимая, что это не наша лучшая игра и это не та форма, в которой мы подошли к турниру. В том плане, что мы играем намного лучше. Мы обсудили, решили какие-то вещи по драфту, по играм.

Просто еще я не сразу осознал, что, оказывается, у меня игры в 21 по мск, а по моему времени это в 12 часов ночи начинается. И помню, в первый день против Alliance… Я проснулся где-то в 12 часов дня по моему времени, походил, сел за компьютер, по делам сходил и думаю: «ну, скоро, наверное, игры», и понимаю, что они совсем не скоро, а в 12 часов ночи. Из-за этого я целенаправленно подбил себе режим, скажем так, чтобы просыпаться намного позже. А то уже немного плавлюсь ближе к ночи.

Я не то, чтобы претендую на большую аналитику, но, очевидно, нынешняя мета располагает команды поиграть подольше, 40-45 минут. Моя оценка. Тем не менее, Virtus.pro наглядно показала, что быстрая Дота – это все еще путь к победе при должной сноровке. Это как-то связано с приходом ArtStyle?

— Даже не знаю. Мы всегда хотим играть в доминирующую Доту, где ты начинаешь с ранней игры, с лайнинга выигрывать и планомерно захватывать преимущество. Иногда нас заносит в супер агрессивные страты, но мы понимаем, что это не всегда работает. Иногда мы поэтому тоже агрессивные, но не настолько, что прям «сорви голову» пять геров, iLTW на Ember Spirit и т.д. Мы умеем и подфармливать, у нас есть план «Б».

В Ване мне нравится то, что он дает тебе какую-то уверенность в некоторых твоих стратах. Бывает, ты начинаешь турнир, и после какого-то проигрыша или неудачного выступления начинаешь сомневаться. Мол, может, это не работает, что-то надо менять. В этом плане, Ваня просто круто умеет поддержать, своими способами, но он умеет сказать, что все работает, но вы где-то там допустили ошибку. Но он не так сильно участвует в формировании стратегии. Он дает какие-то свои наводки, следит за сценой и говорит определенным игрокам, что какой-то герой сейчас выглядит круто, где-то он там увидел, и предлагает. Но он не сильно настаивает по стратегиям. Он больше как поддержка и слушатель, который тебя где-то корректирует.

Какие различия ты можешь выделить между Mag и ArtStyle?

— Если их сравнивать, то Mag был больше драфтером, когда я играл в NAVI. Он был прям четкой единицей, которая создает стратегии, какие-то вещи придумывает вместе с командой, имеет сильный вес, чтобы зафорсить какие-то стратегии, каких-то героев и т.д. Он больше был как шестой игрок, который имеет свои обязанности в игре. Он больше такой, «стратегический» тренер.

А ArtStyle, я же говорю, он больше душа компании, больше об эмоциональном состоянии, даже и в игре. Если ты не уверен, он может тебе сказать: «Ты же хорошо играешь на этом герое». И ты просто можешь услышать это и подумать: «Да чего я вообще парюсь, это же мой лучший герой». Он больше о моральной составляющей и совсем немного о стратегической.

Как тебе патч 7.27? В целом, обновление тебе «заходит» или это тот случай, когда хочется перетерпеть до 7.28?

— Мне нравится патч. Он меня полностью устраивает по героям, по моей позиции. Мне нравится, какими героями сейчас играют. Earth Spirit, Elder Titan, Tiny…

Назови топ-3 героя сейчас на твоей позиции.

— Rubick, Tiny, Phoenix. Примерно так.

Ты занимался драфтами, был капитаном. В этой связи интересно спросить. В 7.27 поменяли стадию драфта с 4-1-1 на 2-3-2. Насколько сильно это повлияло на геймплей? Возможно, стало чуть сложнее играть сигнатурными героями?

— Наоборот. Потому, что банов стало меньше. Раньше можно было некоторым командам и игрокам почти сразу убрать их пул. Такое делалось для некоторых игроков.

И сейчас еще можно брать в первой стадии персонажей кор-позиции. Потому, что потом идет три бана. Раньше, если бы ты взял керри в первой стадии, противник, возможно, мог найти хорошего персонажа против него и ты мог встрять в плохую ситуацию. Сейчас ты можешь взять кор персонажа и сделать определенных три бана против него и спокойно играть. Это добавляет легкости. Потом у тебя еще два бана перед последним пиком. Это позволяет брать больше сигнатурок. И возвращает «опенинги». Четыре героя уходят в баны (это зачастую одни и те же Magnus, Doom, Phoenix и т.д), и все играют на том, чем умеют. Любая команда может забрать тех персонажей, которых хочет.

Нельзя не спросить о твоем сигнатурнейшем герое – о Techies. Его ненавидят. Каково его место в нынешней мете? Он все тот же Techies с тем же геймплеем или он все-таки немного не вписывается в мету?

— Он хорош. Это, понятное дело, очень специфический герой. Все зависит от твоих стратегий и твоего исполнения. Ты можешь создать очень хорошую, сбалансированную стратегию, потому что этот герой, хоть и не выполняет функции обычной «четверки», но он делает какую-то другую работу. И ты можешь все это сбалансировать, и это будет очень круто, потому, что герой не особо изученный, да и мало кто его любит. Он эмоционально подрывает противника. Сразу. И это как бы очень большой плюс. Но при этом он довольно сложен в исполнении для команды.

Ты кайфуешь, а девять человек страдает (смеется).

— Ну да (смеется).

Назови три причины полюбить Techies.

— Первая – если ты любишь все сложное и необычное. Когда  я начинал играть, это была одна из основных причин. Второе – это максимально стратегический герой. Если есть герои, на которых можно просто идти, убивать, драться и не надо заморачиваться сильно в стратегии, можно просто набрать каких-то аурных героев и правым кликом все закончить, если у тебя пойдет игра, то тут немного более изысканный герой. У тебя очень много есть опций и разных вещей, которые ты можешь придумать. Это очень круто. Ну, и в-третьих, просто посмотрите на этого персонажа. Он же реально красивый (смеется). Он же манит. Убивать на расстоянии – это очень приятно.

Ты вообще испытываешь вот это несколько садистское удовольствие, когда подрываешь пуканы?

— У тебя по-любому есть какая-то спортивная агрессия в игре. Когда ты убиваешь противника и получаешь с этого какое-то удовлетворение, дозу дофамина, я не знаю. А когда ты еще и подрываешь противника, очевидно, в команде всегда есть какой-то смех, какой-то позитив от того, что кто-то подорвался на моих минах (смеется). Это прикольно. Мне нравится.

Ваш состав в Virtus.pro – не единственный состав организации по Dota 2. Даже не единственный тир-1 состав. Сложно ли делить турниры с VP.Prodigy?

— Как я понял, некоторые турниры, да, говорят, что может участвовать только одна команда с одной организации. Из-за этого VP.Prodigy нет на OMEGA League и они играли на DotaPit, а мы не играли. Просто когда мы играли до этого перерыва в июле, когда было много турниров, это вообще никак не влияло. Никаких серьезных конфликтов интересов у нас не было. В общем, осознание того, что у тебя есть второй состав в организации, это никак не влияет на наш состав.

Не влияет ли это с точки зрения подготовки? Все-таки у вас есть два сильных коллектива, которые могут тренироваться на полную силу друг с другом, при этом не выдавая секреты за пределы клуба.

— Это прикольная тема, да. Я когда даже в Корее играл, там примерно такая система была. Но у нас такого нет. Мы относимся друг к другу как к обычным командам, в принципе.

В NAVI ты закончил играть на роли капитана. Ушел, будучи капитаном, в команду, где уже есть капитан. Ты стал неким со-коллером в Virtus.pro или тебе понадобилось какое-то время, чтобы научиться меньше говорить в игре?

— Я себя позиционирую как активного игрока. Именно в действиях команды, в каких-то стратегических идеях. Не обязательно, чтобы я в игре коллил. Но я хочу участвовать в общем, в построении командной игры. У меня есть идеи, и мне иногда хочется их вкидывать, говорить, что я считаю так и так. Чтобы просто задавать дискуссию, чтобы мои идеи или отвергались, и опытные игроки мне объяснили почему, или принимались, если они хороши.

Но тут есть такая тема, что не всегда у твоего капитана или у кого-то в команде идет хорошо игра. Командная работа – это и есть то, что ты должен поддержать в нужный момент, взять инициативу на себя. Или идет какой-то сложный момент в игре, вы проигрываете или что-то еще, и в этот момент ты должен включаться, начинать придумывать какие-то идеи, если у команды идей остается все меньше и меньше.

И помимо этого, у нас есть какое-то распределение обязанностей. Если говорить простыми словами, то мы суппорты с Лехой, и мы ведем начальную стадию игры. Где мы роумим, тем более. Где мы контролим активные руны, там зачастую говорит Вова. Говорит, что ему нужна руна, можно загангать и т.д. А мы, как суппорты, или поддерживаем или анти-коллим и так далее. Примерно так выглядят мои обязанности, как я считаю, в ранней стадии игры. Провести ее максимально продуктивно и коллить, потому что у меня есть возможность перейти на другую линию, зароумить и т.д. Это в моей ответственности.

И у каждого игрока есть примерно такие пункты, где они ответственны за определенные моменты, стадии в игре. Очевидно, если Игорь фармит, и в один момент он просто говорит, что все, мы идем заканчивать игру, говорит, что мы сильные и т.д. Это его обязанность. У нас плюс-минус хорошо поделены даже такие моменты, так что было просто.

Перейдем к блицу. Деньги или любовь?

— Деньги.

Я должен спросить. Почему?

— Мы закладываем свои смыслы в слова. На данный момент, в данном этапе моей жизни я хочу денег.

«Кола» в банке или в бутылке?

— В банке.

Первый герой, на котором ты играл в Dota 2?

— Не помню, Spirit Breaker или Lifestealer. Вроде, Spirit Breaker.  Это было очень круто. Мне было лет пять, наверное. Старший брат ко мне подошел и сказал: «Вот, братишка, жмешь Charge of Darkness на героя, бежишь на него, дерешься с ним лоб в лоб, и когда он начинает убегать, жмешь ультимейт». И я такой: «Круто!» (смеется). И просто: лоб в лоб, он убегает, и жму ультимейт.

— Это напоминает, как я советовал моему брату собрать Daedalus на Pugna. Ну да ладно. Чего не хватает в жизни?

— Аегиса (смеется).

— The International завтра. Он будет на Западе или на Востоке?

— Я бы хотел на Западе.

В чем сила?

— У каждого человека есть своя сила, которая его мотивирует. Главное – осознать и понять, в чем твоя сила. Моя сила в решимости, как мне кажется. И в готовности к осложнениям и к не самому лучшему исходу. Но моя решимость позволяет мне верить в то, что все будет намного лучше и я смогу это сделать.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: gameinside.ua