820: "Нехватка фантазии - это слабость китайских команд!"

В этом довольно длинном интервью, 23 летний Dota ветеран вернется к своей карьере игрока, затем объяснит свой переход на Dota 2 от Valve, и далее он обсудит The International, который он сначала посетил как игрок, а потом и как комментатор.

Хоть профессиональные игроки это одна из причин как популярности, так и успеха Dota 2 от Valve, комьюнити имеет привычку забывать, что есть люди, внесшие неоценимый вклад в развитие игры, которые, к сожалению, мало узнаваемы. В нашем случае это бывшая суперзвезда команды EHOME, Zou “820” Yitian, двукратный победитель SMM и G-league лиг, который сейчас делится своим опытом с общественностью в роли кастера.


В этом довольно длинном интервью 23-летний DotА ветеран вернется к своей карьере игрока, затем объяснит свой переход на Dota 2 от Valve. Далее он обсудит The International, который он сначала посетил как игрок, а потом и как комментатор, и продолжит рассуждать на тему доминирования китайскими командами на втором The International. В последней, но не менее важной части, он поделится своими мыслями о спорах, которые окружают команду, с которой он добился успеха – EHOME.

Привет, 820. От лица It’s GoSu и сообщества DotA выражаю огромную благодарность за то, что нашел время, чтобы ответить на мои вопросы. Хоть у тебя и статус легенды в Китае благодаря твоей истории в DotA, но DotA 2 встречает игроков разного происхождения, и не все могут знать о тебе достаточно. Не мог бы ты начать интервью с того, чтобы представиться и рассказать побольше о своем игровом прошлом?
Привет всем, меня зовут Zou Yitian, игровой ник – 820 и я из Шанхая. Я играю в эту игру уже 5 лет, правда сейчас уже в отставке, занимаюсь комментированием DotA и связанной с этим деятельностью.

Перед обсуждением текущих событий я хотел бы вернуться к твоей карьере в EHOME. Перед тем, как присоединиться к EHOME в сентябре 2008, ты уже был признан успешным игроком в китайском сообществе. Почему ты решил покинуть CaNt, команду в которой у тебя был успех, ради EHOME, и как эта перестановка вообще произошла?
В то время у команды были серьезные организационные вопросы, и 71 позвал меня. Я посчитал это хорошим шансом, и присоединился к EHOME.

Начало твоей карьеры в EHOME было, к сожалению, не столь успешно, как ты мог расчитывать, поскольку несколько игроков покинули команду и даже ушли на пенсию в связи с неважными выступлениями. Как ты можешь объяснить такие скромные результаты, даже невзирая на то, что у вас был сильный состав? (Прим.: на тот период состав был 820, 357, DC, GK и Snoy)
На самом деле был всего лишь один турнир, на котором мы выступили неважно. Основной причиной было то, что нас недавно собрали в одну команду; роли не были четко распределены. У каждого было много идей, но мы не сыгрались как команда.

После нескольких нескольких смен ростера, команда наконец-то обрела стабильный состав после приглашения KingJ и BurNIng. (Прим.: финальный состав состоял из 820, 357, Dai, BurNIng и KingJ) Так или иначе эти два игрока подвергались большой критике в то время, и считались чуть ли не игроками «второго сорта». Какова была причина приглашения их в команду? Что привлекло ваше внимание к ним?
Может быть в то время они и были не столь популярны, но я почувствовал, что у них огромный потенциал, и они идеально подойдут на свободные роли.

Image not found


Тем временем The Electronic Sports World Cup China стремительно приближался, и команда была далека от фаворитов. Однако, перед турниром все в команде поменялись ролями, и главной переменой было то, что ты теперь занимаешь роль суппорта вместо керри. Кто предложил поменяться ролями, и почему ты решил играть на суппорте, принимая во внимание то, что ты был одним из лучших, если не лучшим, керри в мире?
Причиной, по которой я пригласил BurNIng, было то, что я дам ему роль керри, а сам смогу переключиться на суппорта. Суппортом можно гораздо эффективней управлять командой. Видение игры от суппорта и от керри сильно отличается.

Ты был не единственным игроком, кто сменил свою роль, BurNIng сменил ганк/суппорта на керри. Сегодня BurNIng считается лучшим фармилой и керри игроком в мире. Как думаешь, он в долгу перед тобой за такой успех? Как думаешь, смог бы он стать тем, кем он сейчас является, если бы остался играть роли ганкера/суппорта?
Я считаю, что я тут абсолютно не при чем. Я верю, что он бы все равно добился успеха, это был лишь вопрос времени. BurNIng это профессиональный игрок, очень усердный и готовый тренироваться. В этом его сила.

Обмен ролями среди игроков был очень мудрым решением, и вы остались непобежденными на ESWC China и на финалах. Переключиться с суппорта на керри и наоборот, и после этого добиться такого успеха это то, что под силу не каждому игроку. Как игроки адаптировались к новым ролям? Ты учил BurNIng как играть на керри, и учил ли тебя 357 как суппортить?
Все сами всему научились. Когда дело доходит до игры, я предпочитаю думать сам за себя. Сперва я посмотрел много реплеев, обратил внимание на места для вардов, и постарался привыкнуть к игре в роли суппорта. Ну а дальше, навык мастера ставит.

После череды побед, BurNIng и KingJ, которые присоединились к команде в последнюю очередь, покинули команду, поскольку получили лучшее предложение от Team DK. Как вы отреагировали на их уход, несмотря на то, что команда была лучшей на то время?
Команда не знала, но мы и не могли ничего поделать с этим. На самом деле предложение EHOME было не таким уж и хорошим, так что ни для кого не стало сюрпризом, что сильные игроки покинут команду. Менеджмент 71 был достаточно проблематичен.

Image not found


После ухода игроков команда была на спаде, вплоть до первого The International Dota 2 от Valve. Неожиданно команда взяла серебро, проиграв Natus Vincere в финале. Как думаешь, чем обусловлен успех на этом турнире?
Честно, перед турниром мы и не думали, что выступим так хорошо. Думаю, основной причиной было то, что мы все сыгрались вместе. Добавлю, что другие китайские команды встретились с проблемами в составах, так что их взаимопонимание было не на высшем уровне.

Почти сразу после итогов этого турнира, ты объявил, что уходишь из DotA. Зная, что The International отметил начало Dota 2 от Valve, почему ты решил уйти?
Это слишком изматывает. После стольких лет профессиональной карьеры, это стало утомлять. Мне был необходим отдых. Теперь, когда я стал комментатором, я просто наслаждаюсь игрой.

Image not found


Много разного произошло с тех пор, как ты ушел в отставку как игрок. Все больше и больше турниров проводятся с солидным призовым фондом, а ты стал комментатором. Жалеешь ли ты, что принял решение уйти на пенсию?
Не особо. Я знал о всех этих турнирах еще до того, как ушел.

Теперь ты известный китайский комментатор и ты посетил The International 2 в этой роли. Какие чувства от комментирования всех этих игр? Ощущал ли ты то же, что и ощущал, выступая на сцене как игрок?
Я был очень взволнован и хотел комментировать множество своих любимых команд. По сравнению с предыдущим годом ощущалось меньше стресса и напряженности. Чистое наслаждение от игр, признательность топ командам за их стратегии и сыгранность - чувства просто отличные.

Прошлое игрока мирового класса должно быть помогло стать талантливым кастером. Однако, было ли сложно для тебя делиться своими знаниями и выражать себя сообществу через свои шоу?
Да. Если быть честным, мои языковые навыки не на высоте и требуют еще много тренировки. Даже если для меня все понятно, я не знаю как эффективно подать эту информацию слушателям. Это то, над чем мне еще стоит поработать.

Как я уже подметил выше, ты был одним из кастеров на The International 2 от Китая. Каково основное отличие первого The International от второго в плане условий, качестве игр и всего в этом духе?
В этом году The International был гораздо лучше, чем в предыдущем: несмотря на место проведения и прочее – все прошло гладко. Не думаю, что существуют турниры, которые могут потягаться с The International 2.

Множество игроков признали, что The International 2 был лучшим чемпионатом за все время киберспорта. Что скажешь по этому поводу? Думаешь Valve провели идеальный турнир или все же могли что-то сделать лучше?
Я думаю, что темп можно было бы немного сбавить. От игроков я слышал, что они играли до изнеможения каждый день, а потом им приходилось рано просыпаться, что пагубно влияло на их силы. Если возможно, надеюсь, Valve добавят еще один игровой день. Это было бы намного лучше.

Лучшие команды мира соревновались на турнире, но в конечном итоге китайские команды оказались сильнейшими. Пять команд, приглашенных из Китая, заняли ТОП 8, а Invictus Gaming взяли первое место. Как думаешь, китайцам уже удалось захватить Dota 2?
Заявление абсолютно верное. В ТОП 8 были лишь Na’Vi и две южно-азиатские команды, остальные пять мест занял Китай.

Image not found


Единственная команда, которая смогла противостоять китайцам – украинская команда Natus Vincere. Они были единственными, кому удалось победить такие китайские команды как Invictus Gaming, Tong Fu, Team DK и LGD Gaming. Как думаешь, что позволило Na’Vi сражаться наравне с Китаем?
У Na’Vi потрясающий опыт и сыгранность на ЛАНах. Основной рост Na’Vi получили именно на ЛАНах. Если бы каждый уделял внимание выступлениям Na’Vi, заметили бы их прогресс каждый день, можно с уверенностью сказать, что они развивались в течении всего турнира.

Китайские команды прошли далеко по турнирной сетке, используя одинаковых героев\стратегии в большинстве игр. Лучший пример этому – LGD Gaming, которые оставались непобежденными до финалов винеров, используя  Anti-mage,  Chaos Knight,  Invoker,  Leshrac,  Morphling и даже  Shadow Shaman почти все время. Как думаешь, эта китайская нехватка инноваций и креатива является их основной слабостью?
Нехватка фантазии всегда была слабостью всех китайских команд, но никто ничего не может с этим поделать, особенно на чемпионатах с таким большим призовым фондом. Нет таких китайских команд, которые стали бы рисковать этим ради новых идей. Китайские команды делают ставку на свои уверенные умения, нежели на секретные стратегии.


LGD были слегка дезориентированы, когда им пришлось встретиться с  Juggernaut и  Faceless Void, c героями, которых редко увидишь в сегодняшних играх. Как думаешь, китайским командом стоит расширить список используемых героев, чтобы быть лучше подготовленными ко встрече с необычными героями вроде этих?
 Faceless Void был частым пиком, но со временем темп игры рос и лишь некоторые команды оставили его в своих стратегиях. Но ЛАН турниры отличаются от онлайн, игры могут затягиваться, поскольку все играют более оборонительно и не рискуют инициировать драки. Вот почему  Anti-mage стал довольно популярен на этом турнире, а  Faceless Void был чем-то вроде замены ему. В случае с  Juggernaut это была стратегия, которую Na’Vi разработали, чтобы законтрить пик  Naga Siren от китайских команд. Это было достаточно эффективно, но я, конечно, всегда считал  Juggernaut хорошим героем, особенно в пабах. Надеюсь команды и дальше будут разрабатывать стратегии с участием этого героя.

После The International 2 произошло много изменений: команды начали менять составы и вышло большое обновление игры. Хотелось бы продолжить обсуждение стратегической части, а также я хотел бы задать несколько вопросов о патче 6.75. Сперва, какие твои мысли об обновлении? Что на твой взгляд является самым существенным изменением? Какие изменение окажут большее влияние на турнирные игры?
Очевидно, IceFrog пытается увеличить количество маломасштабных ганков в новой версии. Новый Рошан (Roshan) также интересен, как и многочисленные изменения в героях - все это повлияет на турнирные игры. Думаю, наиболее значительное изменение это все же время действия Аегиса (Aegis of Immortal) - это наверняка ускорит игровой процесс.

Image not found


Ты был одним из лучших стратегов по DotA из когда-либо существующих. Скажи пожалуйста, как повлияют изменения этапа банов\пиков на игру? Будут ли баны\пики иметь более решающее значение, чем раньше?
Разумеется, разница будет. Новая система банов\пиков затруднит вычисление лучших героев врага, что подстегнет команды принимать во внимание больше факторов и развиваться в целом.

Много героев было изменено. Был ли один особый, который больше всего привлек твое внимание после патча? Будут ли герои, которых теперь станут пикать чаще на турнирных играх?
Измененная Ice Path  Twin Head Dragon теперь гарантирует ему место в турнирных матчах.  Twin Head Dragon был всегда любим многими командами, а теперь когда Ice Path переработан, им можно играть более агрессивно, возможно даже в роли инициатора. Ключом тут является то, что этим героем можно играть как суппортом, но в тоже время иметь довольно сильные нюки, я очень оптимистичен в плане этого героя.

У команд уйдет немало времени, чтобы понять все изменения в этом патче, и еще больше времени уйдет, чтобы понять, какие герои теперь хороши, а какие - нет. Также, этот патч очень важен для комментаторов, т.к. им придется запомнить все изменения как можно быстрее. Как комментатор вроде тебя справится с таким большим патчем как этот? Другими словами, как тебе удается идти в ногу со временем?
Играть как можно больше пабов - это самый простой способ. Я постараюсь узнать больше о героях, которые мне интересны, и в процессе узнаю о других героях, что также интересно.

Быть комментатором означает знать игру как изнутри, так и снаружи. Ты комментируешь игры лучших команд мира, а также анализируешь их игру. Не искушает ли это тебя вернуться на сцену в качестве игрока и капитана команды, ведь теперь у тебя куда больше опыта?
На данный момент я не думал об этом. Я добился стабильности, после того, как ушел в отставку, и меня полностью устраивает просто наслаждаться игрой. Так или иначе, возвращение к профессиональной сцене влечет за собой больше стресса и напряжения. По мере взросления для меня важнее спокойствие.

Как я говорил ранее, много команд сменили составы, в том числе и твоя бывшая команда EHOME. Сейчас команду представляет лишь один игрок - LaNm. Как думаешь, что привело как такой катастрофе?
Основная причина - это довольно слабое выступление команды на TI2, а также то, что другие команды хотят получить игроков из EHOME. Зарплата и условия труда в целом у них лучше, чем может предложить EHOME, если бы я был на их месте, я бы поступил точно также. Это нормально.

EHOME, к сожалению, были забанены ACE, что поставило их в деликатную ситуацию. Как думаешь, этой ситуации можно было избежать? Как думаешь, что нужно сделать EHOME, чтобы опять быть принятыми ACE?
Да, я уверен, такой ситуации можно было избежать. Во всяком случае это не такое уж и большое сообщество. Мы можем спокойно обсудить это, не стоит делать много шума из этой ситуации.

Image not found


Некоторе время назад ты подчеркнул, что EHOME могли бы постараться изо всех сил, чтобы получить бывшию звезду LGD - ZSMJ - в свои ряды вместо PCT. Учитывая текущее состояние команды, думаешь это возможно: попросить бывших легенд собраться и вернуть старый EHOME? Думаешь реально, что такие игроки как 2009, Snoy, DC, GK, dgc, YaphetS и ZSMJ вернутся в игру с EHOME или без него?
Если говорить о DC, то это нереально. Даже если бы у меня была возможность сделать так, я бы не стал. В этом нет смысла, да и врядли удасться превзойти активных игроков.

EHOME не единственная команда, в чьем составе произошли изменения; Tong Fu и Team DK сделали несколько замен тоже. Что скажешь о их новых составах?
Составы выглядят очень хорошо. Распредение ролей также ясно. Понадобиться некоторое время, чтобы посмотреть, какой результат дало такое смешение. Мои лучшие пожелания им!

К сожалению, KingJ сказал, что он может взять перерыв от DotA 2. Что можешь сказать об этом игроке, учитывая вашу игру вместе во время "Золотой эры" ? Стоило ли ему попытаться присоединиться к Team DK, где уже находились его бывшие товарищи по команде BurNIng, 357 и Dai?
KingJ это настоящий дота-гик. У него много идей об игре. Думаю, ему нужно усердно трудиться, чтобы улучшить вид его команды. Все не так просто, как если бы он просто присоединился к Team DK. Реальность сурова. Ему необходимо стать лучше самому, чтобы другие заметили это. Удачи ему в этом деле!

LaNm - единственный оставшийся в EHOME игрок сейчас, какой совет ты бы ему дал?
Найти новых игроков? Сменить команду? Стать кастером? Это пожалуй все, из чего он может выбирать. Но выбрать придется что-то одно.

Есть слух, что Chan из World Elite может присоединиться к Tong Fu. Можешь это прокомментировать?
Я таких слухов не слышал. Chan игрок с потенциалом; ему нужен лидер, который сможет этот потенциал раскрыть. Вот чего не хватает World Elite.

World Elite сейчас выглядят не супер, как думаешь куда пойдут их действующие игроки? Fnty довольно сильный керри игрок, есть ли у него будущее в команде топ класса?
Я думаю команду надо собрать, стать одним целым, чтобы настроится на верный лад и начать с нуля. FNTY есть, над чем поработать. Насчет его будущего в топ командах я не уверен, по крайней мере из-за того, что я вижу на данный момент, это невозможно.

Некоторые игроки ушли и продолжают уходить со сцены, это дает шанс менее известным игрокам показать себя. В Китае есть игрок, который привлекает к себе внимание. Он известен под ником "Maybe" и поговаривают, что он один из лучших соло игроков. Что думаешь о нем, и есть ли другие таланты, которые скоро о себе заявят? 
Последнее время я не особо за этим следил...


G1-League - первый крупный турнир в Китае по Dota 2 с момента ее релиза. Как думаешь, увидим ли мы похожие, крупные турниры в будущем? Как думаешь, как скоро G1-League и ACE перейдут на Dota 2?
Разумеется, таких турниров будет больше. Dota 2 станет трендом наверняка. ACE и G1-League перейдут на Dota 2 со следущего раунда, хотя может и позже, трудно сказать.

Имеешь ли ты какую-либо информацию о том, что SJQ возвращается на дота сцену в качестве игрока?
Нет. Но я думаю, он вернется, если найдет товарщей по команде, которые ему понравятся. Вот такой вот он.
Сейчас тебе 23 года, это относительно не большой возраст для игрока. Ты все еще учишся?
Мне уже 23, и я уже бросил учебу, потому-что мне кажется, что в Китае от этого мало пользы.


Image not found
Полагаю, DotA и DotA 2 забирает у тебя не мало времени, но все же, чем ты занимаешся, когда не играешь и не комментируешь игры?
Хожу гулять с друзьями, смотрю фильмы и аниме. Это практически все мои хобби.
Киберспорт не очень то уважаемая отрасль в Китае. Что твои друзья и родители думают о твоем отношении к игре?
Настойчивость! Даже когда я был признан профессиональным геймером, я не получал поддержки от родителей. Они хотели, чтобы я нашел стабильную работу, но такой образ жизни ничего для меня не значит; он не то, что бы я хотел получить от своей жизни. Теперь я достаточно выполнил, чтобы доказать им, что это - моя карьера.
В реальной жизни ты Zou Yitian, в то время как в DotA ты 820. Что же на самом деле означает "820" ? Почему ты выбрал себе такой ник?
"Не люблю тебя" - Повелось еще с тех пор как я играл в РПГ под названием "Zhen San Guo Wu Shuang", я использовал этот ник. Это вызывает у меня большую ностальгию, поэтому я использовал этот ник и в DotA.

Большое спасибо, что уделил нам время. Может хочешь что-нибудь добавить напоследок?
Спасибо, It's Gosu! за интервью, и надеюсь, It's Gosu! будет становиться лучше и лучше. Также большое спасибо всем моим фанатам, кто поддерживал меня на протяжении всего этого времени. Напоследок, хочу сказать, что острова Дяоюйдао принадлежат Китаю! (820 говорит об островах Сенкаку, спорная с Японией территория. Прим. пер.)

Источник: itsgosu.com
Редактирование и оформление:
Simpson4eg  

Источник: Dotavideo.ru