Мария Гунина: «В Европе игроки больше воспринимают киберспорт как работу. В СНГ игра – это в первую очередь страсть»

Менеджер состава Швеция, Sweden, SE Alliance по Dota 2 Мария Гунина рассказала в интервью, как она попала в киберспорт, сравнила игроков из СНГ с представителями европейского региона, а также поведала о том, как Белоруссия, Belarus, BY Артема «fng» Баршак вписался в коллектив Alliance.


— Что было главным увлечением твоего детства?

— Я очень много читала. Иногда так много, что родители отнимали у меня книги – выключали свет, а я с фонариком под одеялом продолжала читать. Всегда говорю, что мое увлечение видеоиграми выросло именно из увлечения книгами. В литературе тебя тоже погружают в особенный мир, как и в играх, это меня завораживало. 

В школе училась хорошо, но к старшим классам стала постепенно забивать. В том числе из-за игр. Класса до 10-го я конкретным задротом была, но у меня никогда не было необходимости в зубрежке. Все очень легко давалось. И сам процесс обучения мне всегда нравился. То есть я бы и сейчас где-то с удовольствием училась. На данный момент я живу в Сочи, не уверена, есть ли здесь рядом какой-то престижный вуз. Думала пойти на второе высшее, но пока не получается. Так что свои образовательные амбиции реализовываю в зале. Вот такая скучная история книжного червя.

— До сих пор читаешь? Что конкретно сейчас?

— Да, но на самом деле не так много, как хотелось бы. Стараюсь вырабатывать правильные привычки, связанные со чтением. Признаюсь, я очень телефонозависимая, и взяла за правило вместо того, чтобы тупо скроллить ленту – читать. Раньше брезговала тем, чтобы читать книги в телефоне, нужно ведь читать «настоящие» книги, но поняла, что лучше так, чем никак.

Сейчас читаю книгу, которая называется «Невидимые женщины» – она, грубо говоря, о том, что когда мы говорим «человек», мы подразумеваем «мужчина» и это приводит к определенным последствиям. Начиная с относительно безобидных исторических неточностей и заканчивая тем, что женщина получает гораздо более страшные травмы при авариях на дороге, потому что манекены, использующиеся для тестов безопасности, имитируют мужское тело. Там много не очевидных примеров, интересно почитать.

— Как все начиналось? Как ты попала в киберспорт?

— У меня каждое место работы – целая эпоха длиной в несколько лет, так что в моей истории легко ориентироваться. В начале я просто была энтузиастом, любительницей киберспорта. Сначала StarCraft, потом первая Dota. Оказалось, по ней проводятся турниры, в моем родном Воронеже даже есть команда, которая какой-то Asus выиграла. Я начала ходить на местные турниры – да-да, те самые турниры в полуподвальных клубах, в лучших традициях киберспортивных клише.

Начала знакомиться с людьми, которые тоже ходили на полупрофессиональные LAN’ы, начала более серьезно играть и узнала о существовании женских команд. Попросилась в одну из них, меня взяли. Мы играли скримы, участвовали в нон-про турнирах и даже куда-то выезжали. Не помню, были ли тогда какие-то самостоятельные женские соревнования. По-моему, их еще не было, потому что команд было буквально две штуки.

Когда появилась Dota 2, с этим стало получше. Появились какие-то отдельные женские турниры, небольшая, но полноценная сцена. Появилось достаточное количество игроков, чтобы собрать необходимое количество команд для регулярных скримов, турниров. В какой-то момент меня позвали в команду, которую позже подписали NAVI. Пока я была игроком, писала блоги на командном сайте. 

Главным редактором тогда был Марк Авербух. Ему очень нравился мой слог, и когда команда прекратила свое существование, он предложил мне остаться в качестве автора. Я согласилась, потому что мне нравилось быть в теме. В тот период я не искала целенаправленно работу в киберспорте, но меня постоянно куда-то звали, и я охотно соглашалась. Так, например, получилось с Team Empire, где я помогала вести соцсети. Несмотря на то, что я никогда не работала на них фултайм, они занимают особое место в моем сердце. У меня остались самые теплые чувства по отношению к организации и ребятам. Точно так же пришла на Starladder – предложили поработать в SMM по Hearthstone. Почему бы и нет? Писать тексты люблю, английский знаю. А потом в какой-то момент поняла, что у меня есть основная работа, есть две-три подработки, связанные с киберспортом, и это, конечно, всё здорово, но чересчур. И я выбрала киберспорт.

— А что была за работа? 

— Я работала в поддержке ВКонтакте. Решила уйти с мыслью, что буду работать эсэмэмщиком и жить в кайф. А мне внезапно пишут из StarLadder, предлагая полноценную позицию с переездом в Киев. Я согласилась, и это была моя первая фултайм работа в киберспорте. Стационарная, да еще с релокейтом – настоящая новая эра, по-другому не скажешь.

Я была кем-то вроде Junior Project Manager, если так вообще можно сказать. Работала под началом Влада Удовенко, который занимался всем направлением Blizzard, а я должна была со временем «забрать» на себя Hearthstone. Уже тогда я начала получать опыт, который очень полезен в моей нынешней работе: нужно было много работать с талантами, а они во многом похожи на профессиональных игроков. Вообще Starladder, да и любой турнирный оператор в плане приобретения опыта – чудо-компания. Ты можешь научиться буквально всему, всё упирается в твой талант и личный ресурс. Позже начались турниры по Dota 2, где мы с Бафиком корпели над организацией трансляций. На турнирах по CS:GO я работала менеджером англоязычных талантов, и это тоже был очень полезный опыт. Где-то нужно было выполнять роль продюсера. Помнишь песни Бафика, которые так всем зашли? Это, можно сказать, мой проект. Масштаб и структура StarLadder позволяли проявить себя, освоить массу полезных навыков и получить огромное количество контактов.

В StarLadder я проработала года 3-4 и ушла, когда ощутила препятствия для дальнейшего роста. Вот есть у меня такая фишка: люблю уйти в никуда. Как люди нормальные делают, если хотят поменять работу? Ищут новую и только потом уходят со старой. У меня все проще: надоела работа – я уйду. Несколько месяцев я чилила и рассматривала предложения. Потом мне предложили работать в Winstrike, и я согласилась. Я курировала всё медианаправление. Сейчас в компании, кажется, человек 100, а тогда было от силы 15, и каждому приходилось быть человеком-оркестром. Это было интересно, но очень тяжело. Особенно когда мы поехали на The International, даже не успев сформировать медиакоманду, наладить процессы, «обкатать» какие-то вещи. 

У меня были совсем другие ожидания от турнира. Когда я играла в NAVI, наш капитан неоднократно говорила, что у нее есть мечта: приехать на TI и услышать лично, как Гейб говорит «Welcome to The International». У меня не было такой мечты, но эта формулировка запала в душу, и я ждала этого момента как праздника. А в итоге всё обернулось кошмаром. Каждый день я хотела уехать.

— А что случилось?

— Всего понемногу. За день до вылета в Канаду я подвернула ногу, как итог – растяжение связок. Мне не хотелось никого подводить или казаться слабой, поэтому я просто ходила превозмогая боль, как только нога начала влезать в обувь. Как я уже упомянула, работы было очень много, приходилось в одно лицо закрывать несколько направлений. Бонусом к этому, ответственный за соцсети сотрудник каким-то образом оказался в отпуске. Мой совет – никогда не пытайтесь работать за пятерых. Никто этого не оценит, а качество исполнения неминуемо просядет. Еще мой чудо-оператор не получил визу, и мы нашли другого уже в Ванкувере. У него не было опыта подобных съемок, он не умел работать со звуком и запорол, наверное, каждое второе видео.

Как итог – каждый день я проводила на изнуряющих съемках, потом возвращалась в дом, где мы жили с остальным менеджментом, получала натуральный нагоняй на повышенных тонах за то, что кто-то из эсэмэмщиков опубликовал подводку с ошибкой, а потом шла в свою комнату, где начинался «ночной дозор» – письма, документы, правки по монтажу и остальная работа, требующая взаимодействия с теми, кто живет по московскому часовому поясу.  The International, бывший сказкой и мечтой, превратился в одно из худших воспоминаний в жизни. Я практически ничего не ела. Прямо перед поездкой я купила себе новые вещи – пофлексить в Канаде, так сказать. К середине турнира все они оказались мне велики. Я не испытываю необходимости пожаловаться или излить душу, но мне кажется важным рассказать, что мой путь – не диснеевская сказка: позвали в StarLadder, позвали в Winstrike, позвали в Alliance! Где-то между диснеевскими поворотами сюжета приходится периодически жрать дерьмо, и нужно быть к этому готовым.

— Давай поговорим про менталитет и начнем с двух разных эпох – 2010 и 2020 годы. Тебе наверняка есть с чем сравнивать.

— Первое, что нужно понимать, игроки сейчас – настоящие рок-звезды. Можем взять в качестве примера Alliance в эпоху их тотальной доминации и победы на TI. По меркам своего времени они были звездами, но они спокойно заходили в Киберспорт Арену через главный вход, сидели в зале вместе со всеми, смотрели игры. А сейчас игроки – это селебрити, у которых райдеры, требования, их привозят на арену к черному ходу, чтобы их не снесла толпа с просьбой дать автограф и сфотографироваться.

Через эту призму отношения к игрокам становится понятнее, как изменились и они сами. Для меня это не значит, что они зазнались или «зазвездились» – их значимость выросла пропорционально росту киберспорта, это естественный процесс. Но с большой силой приходит большая ответственность, и далеко не все игроки осознают, какую степень ответственности подразумевает их новый статус. Они всё еще позволяют себе то, что звезды традиционного шоу-бизнеса или спорта не могут себе позволить. Какие-то жесткие высказывания, «трешток» за гранью и так далее.

— А ты как менеджер с этим работаешь? Или это не входит в твои обязанности?

— Конечно входит. Но конкретно в этом составе ничего объяснять не надо, все все понимают сами. Подобные вещи не в их темпераменте. Самый горячий нрав, пожалуй, у Nikobaby, и то он не из тех, кто позволит себе какую-то жесть. Он дерзкий, но знает рамки, не даст в обиду себя и команду, но никогда не перейдет черту. Для меня Нико уникальный игрок, его менталитет находится на стыке Восточной и Западной Европы. Местами он расчетлив и хладнокровен, как наши шведские игроки, а местами им движет страсть, свойственная ребятам из СНГ. Страсть к игре, кураж, правильная спортивная злость, которой он умело пользуется и питает всю команду.

— От этого хорошо можно перейти к теме сравнения европейцев и наших.

— Хочу начать с дисклеймера, поскольку многие почему-то не всегда понимают такие рассуждения правильно. Когда мы сравниваем игрока из Европы с игроком из СНГ, мы говорим об абстрактном среднестатистическом персонаже. В каждом конкретном случае, разумеется, все сводится к набору качеств отдельно взятого игрока. Всегда будут какие-то исключения, но мы рассматриваем гипотезу, ОК? 

Мне кажется, что СНГ-игроки более эмоциональные, для них игра – это в первую очередь страсть, увлечение, а в какую-то пятую – работа. Кто-то может сказать, что это плохо, потому что к игре нужно подходить с холодной головой. Но из этого вытекает и ряд плюсов: они непредсказуемы, у них высоко развита игровая интуиция, отсюда все эти фантастические big plays. Да, иногда эмоции это плохо, иногда они ведут тебя под Т4 на 20-й минуте и ты проигрываешь игру. Но иногда – выигрываешь. И в этом вся прелесть.

— Такой кураж сложно поддерживать постоянно.

— Да. Здесь ты прыгаешь на фонтан и делаешь ремпейдж, а здесь – умираешь. Вот так это работает, но это одна из причин, почему СНГ-команды горячо любимы в мире. Когда мы говорим о топовых командах – NAVI, VP – они безумно популярны и за пределами региона. Потому что они по-настоящему развлекают тебя своим игровым стилем. 

В Европе игроки больше воспринимают киберспорт как работу. Например, когда мы играли турнир от Blast, там была фишка – интервью с проигравшими. Последнее, что тебе хочется делать после поражения, – давать интервью. Но здесь тебе скажут: «Без проблем, это моя работа». И работа будет сделана без лишних разговоров.

Когда я работала с игроками из СНГ, мне иногда приходилось танцевать с бубном и объяснять, почему нужно сделать те или иные вещи, почему это важно. Как работает бизнес, как устроен клуб и зачем мы едем к 10 утра на эту проклятую фотосессию. В нынешней команде я такого представить не могу.

Конечно, это экстремальный пример. Среди моих СНГ-подопечных было немало ребят с профессиональным подходом, которые очень ответственно относились к своим неигровым обязанностям.

— А как ты считаешь: в СНГ нужно доносить до людей, что им важно это делать, необходимо это делать? Или пускай это так и останется на том уровне? 

— Смотри, в идеальном мире все должно прийти к следующему состоянию: на сцене достаточное количество игроков, которые устраивают нас по своим механическим навыкам. И в условиях конкуренции те ребята, с которыми тяжело работать, уступают более покладистым. К сожалению, сейчас игроки у нас в страшном дефиците. Поэтому клубы работают с тем, что есть. Игровые особенности остаются в приоритете над всем остальным, и это правильно. Хотя и здесь есть свои исключения.

Допустим, Илья Lil, который очевидно сильнее большинства четверок в регионе – с ним не хотели работать некоторые организации. Он для них «проблемный». Как многие знают, я не считаю, что в случае с Ильей эта оценка справедлива. Но на его примере мы видим тенденцию: с «проблемными» игроками люди работать не хотят. Если бы у клубов был выбор, «проблемные» оставались бы за бортом.

— Как вписался Fng? Кажется, он сейчас кайфует от игры максимально. 

— Я считаю, что Артем очень хорошо вписался. Это было понятно задолго до официального анонса, когда мы еще были в отношениях аренды. Что отличает его от многих игроков – он умеет разговаривать. Если что-то требует обсуждения в игре, в коммуникации, в дисциплине – это обсуждение состоится. Недосказанность – главный враг любой команды. Артем участвует во всех этих процессах, иногда сам инициирует их. Это дорогого стоит.

— Успела ли ты побывать у ребят в офисе, и как у них вообще там атмосфера? Говорят, что Alliance – это такое «семейное предприятие».

— Это больная тема. Я, к сожалению, не успела побывать на базе в Швеции. У нас был один буткемп в Киеве, перед минором. Сейчас границы закрыты, но я работаю над тем, чтобы приехать на буткемп в январе.

Насчет семейственности – это правда. За счет того, что организация небольшая, уютная, все на одной волне. Нет внутренней конкуренции, интриг, никто не пытается никого подсидеть. Я не понаслышке знакома со всем перечисленным, к сожалению. Все заняты общим делом, искренне любят клуб, команду. На старой работе у нас была следующая ситуация: SMM-отдел недолюбливал команду по Доте. А как можно без любви к команде качественно вести ее социальные сети?

Я иногда люблю листать рекомендации Инстаграм. Я фанат Тейлор Свифт, и мне часто попадаются посвященные ей фанатские аккаунты. Их ведут девочки-подростки со всего мира, и у них невероятный подход к контенту. Казалось бы, певица, которая ведет непубличный образ жизни: она очень редко что-то выкладывает, дает интервью, приходит на шоу. Но эти девчонки ищут пасхалки в песнях пятилетней давности, делают какие-то подборки фактов, собирают интересную статистику. И это люди без опыта в SMM, они просто любят Тейлор Свифт, и из этой любви, из их живого интереса к ее персоне рождается офигенный продукт.

Киберспорт – не исключение. Чтобы работать с командой, надо ее любить, надо быть ее главным болельщиком. И в Alliance это чувствуется в полной мере. Мы вместе следим за составами в разных дисциплинах, смотрим матчи, болеем, пишем слова поддержки. И в этом колоссальная разница. Повторюсь, свое дело надо любить. Мастерство тоже важно, но его недостаточно. И спасибо девочкам  – фанаткам Тейлор Свифт, что лишний раз мне об этом напомнили.

Один из моих бывших руководителей, а ныне хороший друг, говорил, что удовольствие от жизни ты должен получать не на работе. Ты просто работай, а удовольствие получай в других сферах. Ты гонишься не за тем. А я наоборот, всегда стремилась к тому, чтобы было в кайф работать. Может быть, мой взгляд на это немного детский и инфантильный. Я бы уже могла сидеть в просторном кабинете, меньше работать и больше получать. Но я не могу так. Я не говорю, что это правильно, но для меня это единственный возможный сценарий.

— Давай перейдем к менее приятной теме: конфликты. Не только твои личные, но и в киберспорте. Почему все любят обижаться и бежать писать про это в твиттер? Почему так мало игроков, которые могут пойти и написать что-то от души? Что ты думаешь по этому поводу?

— Мне кажется, каждую историю нужно разбирать отдельно, потому что никакой универсальной мудрости не существует. Конфликт конфликту рознь. Мы можем говорить о ситуациях, когда кто-то сказал лишнего в матчмейкинге. Это один вид конфликта, со своими предпосылками и вытекающими последствиями. Бывают конфликты в духе переноса матча forZe – NaVi.

В каких-то случаях корректно выносить конфликт в твиттер, в каких-то – нет. Т.е. очень трудно вывести какую-то универсальную формулу и сказать: «Ну, конфликты – это потому что вот это, и нужно делать так-то». Мне кажется, их нужно как-то классифицировать.      

— Раньше v1lat мог писать про «плюнуть в лицо» и что-то в этом духе. Когда идет претензия как к девушке, что с этим делать, как бороться?

— Ты знаешь, когда это все происходило, мы с Виталием были в разных весовых категориях во многих смыслах. Тогда я была «nobody», а Виталий наоборот, был самым влиятельным человеком в медиа.

В тот момент не было сценария, в котором я смогла бы с ним «бодаться». Наверное, был сценарий, при котором какие-то другие влиятельные люди с зачатками чувства справедливости могли за меня заступиться. Но, к сожалению, этого не случилось.

Есть фраза, которую я очень люблю: «Главное условие торжества зла – это бездействие добра». В нашем сообществе есть люди с условно положительной репутацией. Они ни с кем не конфликтуют, не замешаны в скандалах, словом, мухи не обидели. Но их положительная репутация обусловлена тем, что они никогда ничего не делают. Всегда сохраняют нейтралитет. Сделали ли они что-то хорошее? Заступились за слабого? Озвучили непопулярную точку зрения? Нет, иначе бы они тут же перестали быть хорошими. Они безмолвно наблюдают.

— Так они и сейчас это делают, нет?

— Да, это происходит и сейчас. Но раньше в киберспортивных медиа было гораздо меньше голосов, которые были «слышны». Сейчас их стало больше. Сейчас появилось так много инфлюенсеров разного масштаба, что всегда есть возможность узнать альтернативное мнение. Хоть кто-нибудь, но выскажет другую точку зрения. У людей, которые сомневаются, анализируют, не верят на слово, теперь есть, так скажем, маяк в этом тумане заблуждений. Раньше такого не было.        

Раньше у нас было одно мнение на весь интернет, и его считали единственно верным. Даже если это были оскорбления, призывы к насилию, обвинения без доказательств. В лучшем случае люди становились молчаливыми соучастниками. В худшем – начинали поддакивать.

— Потому что боялись испортить свою репутацию или поссориться с могущественным человеком?

— Мне кажется, у каждого был свой мотив. Кто-то не хотел ругаться, у кого-то в силу природных способностей не бывает собственного мнения, а кто-то просто подумал: «Это не моя война, моя хата с краю». К сожалению, если на другом краю деревни горит хата, существует вероятность, что и твоя загорится спустя какое-то время. Не всем хватило дальновидности. 

— Тебе это помогло, закалило в какой-то мере? Сейчас в твиттере ты отвечаешь настолько бесстрашно и достойно, что это вызывает уважение. Я думаю, что многие девушки, которые работают в киберспорте или хотят в эту сферу попасть, сталкиваются с негативными комментариями в сети. Как вырастить такой прочный панцирь, защиту от чужого мнения? Как не реагировать или наоборот – достойно отвечать?

— Я раньше об этом не задумывалась, но в какой-то момент меня стали об этом спрашивать – в интервью, в личных беседах. Иногда я знакомлюсь с людьми на ивентах, и первый вопрос, который мне задают: «Как ты с этим справляешься? Научи меня».  Я не могу вспомнить конкретный момент или период жизни, когда этот волшебный тумблер переключился и мне стало всё равно. Это произошло само собой. Мне кажется, в основе всего лежит уверенность в себе. Когда у тебя всё хорошо, получаешь удовольствие от жизни – любой хейт воспринимается совершенно по-другому. Конечно, если ты переживаешь не лучшие времена, одолевают сомнения и комплексы, а любой выстрел попадает в слабое место – ощущения будут другими.

Знаешь, чувствую себя Павлом Дуровым, который советует, как оставаться молодым: будьте богатым и не живите в России. Советы от Марии Гуниной «Как игнорировать хейтеров»: просто будьте восхитительной, и они не смогут вас уязвить.

Но если серьезно, для меня это про диалог с собой, про осознанность. Моя жизнь никогда еще не была такой гармоничной, как сейчас. Это поднимает меня на такую высоту, с которой все эти люди кажутся муравьями. Я прочитаю комментарий и через 40 секунд забуду, кто его автор. А автор каждый день помнит, что где-то на свете есть такая Гунина, надо зайти посмотреть, что там у нее в твиттере, что-то написать.

Еще нужно понимать, что люди не пишут плохие комментарии от хорошей жизни. Возможно, это один из немногих доступных им видов досуга. Они не могут себе позволить поход в ресторан или поездку на концерт. Возможно, они строчат свои комментарии, сидя на нелюбимой работе. Или у них нет друзей, и единственный способ обратить на себя внимание других homo sapiens – написать гадость.

Не представляю я, например, Анджелину Джоли, которая с утра заходит к рандомным девушкам в инсту и пишет, что они страшные. Это происходит из-за внутренних проблем человека, из-за того, что он в какой-то сфере своей жизни неполноценен.

Я тоже могу бурно реагировать на какие-то новости, меня может что-то разозлить или расстроить, а что-то – показаться абсурдным и смешным. Я могу скинуть ссылку в чат с друзьями с комментарием «посмотрите, что этот клоун себе позволяет». Но я не понимаю, насколько сломаны шестеренки в голове у людей, которые годами сидят на тематических сайтах и пишут десятки тысяч оскорбительных комментариев в адрес всех подряд.

— Влияние на развитие киберспортивного комьюнити оказала его публичная часть: люди, которые стояли у истоков и «не выросли».  Много кто стал лучше себя вести, но особенно в СНГ есть люди, которые в публичном поле продолжают вести себя «некрасиво». Не думаешь ли ты, что пока эти люди плохо себя ведут, читатели киберспортивных сайтов и наша аудитория будут себя вести так же? 

— С одной стороны да. С другой – такие стандарты общения были заложены очень давно. Я не уверена, что существуют меры, способные их изменить. Например, люди, которые играют в доту с 2017 года, будут невольно перенимать манеру общения более опытных игроков. Они могли не застать рейджа Версуты, но будут разговаривать его цитатами.

Мне кажется, это очень сложный вопрос, на который должен отвечать специалист по социологии или социальной психологии: как изменить поведенческую парадигму настолько большой группы людей?

Я считаю, что ситуация не изменится вплоть до окончательного затухания Dota 2. Это тот случай, когда горбатого могила исправит. Люди слишком охотно впитывают эту первобытную манеру поведения. Даже если положительные инфлюенсеры сейчас резко проснутся, они уже не смогут изменить привычный уклад.

— Но были же и позитивные моменты. Например, из недавних новостей – опытные игроки помогли новичку в паблике сделать рампагу.

— Да, это прикольно, но мы же понимаем, что на одного новичка, к которому отнеслись по-доброму, есть 1000 новичков, у которых отбили желание заходить в игру.       

— Женский киберспорт – мертв или жив?

— Скорее жив. Я не знаю, как сейчас дела у женского CS, но год назад там всё было более-менее. Были женские турниры, периодически появлялись анонсы новых составов.

В целом думаю, что женский киберспорт жив, но женская Дота однозначно мертва.

— Почему?

— Чтобы женская сцена существовала, нужно практически фантастическое совпадение нескольких факторов: клубы должны быть заинтересованы в поддержке составов, а ТО – в проведении турниров. Сейчас это никому не интересно.

— Ты ведь тоже была частью женского киберспорта. Не думала о том, кто в этом больше виноват? Что бы ты изменила? Возьмем в пример тот злосчастный турнир, в котором ты участвовала. Слова Вилата о том, что девушки приезжают на турнир не играть, а с другой целью. Это ведь тоже предвзятое отношение? 

— Ни я, ни моя команда не были на той афтепати, поэтому не знаю, насколько преувеличены все эти рассказы о пьяных девушках, залезающих на стол. Понимаю, что нет дыма без огня, и есть люди, которые в неформальной обстановке ведут себя вполне определенным образом – и девушки, и парни. Так давайте применим санкции к этим отдельным людям, почему мы применяем их к женскому полу как таковому? Я знаю случаи, когда и парни-киберспортсмены себя неадекватно вели на турнирах – давайте тогда отменим киберспорт?

На мой взгляд, это была очередная удачная попытка манипуляции общественным мнением. «Все бабы шлюхи» – очень удобная формула, не требующая доказательств и пояснений.

— По-моему, многим молодым людям после употребления спиртного такое поведение свойственно независимо от пола.

— Я не знаю масштабы жести, которая там происходила, потому что не видела этого своими глазами. Что бы там ни было, просто абсурдно применять санкции ко всем девушкам на основании этого случая. Но мы тогда жили в такой реальности, что какую бы абсурдную вещь ни говорили наши 1.5 инфлюенсера – это была единственная версия правды.

— Надо ли вообще разделять женский и мужской киберспорт, или можно придумать что-то со смешанными составами?

— Мне трудно сказать, потому что это зависит от многих факторов. Все-таки киберспорт – это шоу-бизнес. И наверняка было бы гораздо полезнее для обеих сцен, чтобы была отдельная женская про-сцена, где крутились бы свои спонсоры, в том числе не эндемические. Чтобы был отдельный шоу-продукт. Это было бы интересно и рентабельно для людей, которые участвуют в этом процессе.

Конечно, если однажды появится девушка, которая покажет достойный уровень игры и сможет играть в профессиональной мужской команде...

— В Китае вроде уже есть.

— Да, я слышала и в CS были прецеденты, но это не tier-1. Конечно, я буду только «за», если такая звезда засияет на tier-1 уровне.

Но есть еще и вполне адекватный вариант развития событий, при котором есть отдельная женская сцена, существующая не на дотациях, а обеспечивающая сама себя за счет спонсоров, например. 

Даже сейчас косметические бренды интересуются киберспортом. Например, на миноре в Киеве был спонсор L’Oreal. И мне подарили набор мужской косметики [смеется]. А Avon проводили любительский турнир для девушек.

Для заинтересованных брендов можно было бы создать отдельный киберспортивный продукт, коммерческий проект, это было бы очень интересно. Но для этого нужно дождаться момента, когда киберспорт еще более плотно интегрируется в нашу жизнь и перестанет быть увлечением «избранных».

Если взглянуть на развитие традиционного спорта, то изначально не было женского баскетбола, футбола, волейбола – они появлялись только по мере того, как росла популярность того или иного вида спорта. И скорее всего, это все появится в будущем. 

— Можешь ли ты дать какие-то советы девушкам, которые хотят попасть в киберспорт?

— Занимайтесь собой, своим развитием, будьте сфокусированы на себе. Человек, который в себе уверен и знает себе цену, и эта цена подкреплена реальными талантами, умениями и экспертизой – никогда не пропадет. Усердно трудитесь и не ждите счастливого случая, сложа руки. Да, где-то будет тяжело, придется бороться со стереотипами, кому-то что-то доказывать. Это может показаться нечестным и несправедливым, ведь вашим коллегам мужского пола не придется этого делать. Но мир нечестен, несправедлив и ничего вам не должен.

Вот проснулся ты в школу с утра, а за ночь выпал снег, и дворники еще не успели его убрать. И кому-то всегда нужно идти первым и протоптать эту дорожку в снегу, чтобы остальным было легче идти. И мы – те, кто должен протоптать эту дорогу в киберспорте для последующих поколений девушек. Такая вот сложная, но благородная миссия.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: weplay.tv