Ghostik: «В коллективе должен быть баланс молодости и опыта — это важно»

Участник состава Украина, Ukraine, UA Team Unique Украина, Ukraine, UA Андрей «Ghostik» Кадык рассказал в интервью, как собирался ростер NoPangolier, который подписала организация Team Unique, и какую роль в команде выполняет Россия, Russia, RU Арсений «ArsZeeqq» Усов. Кадык также высказался о формате Dota Pro Circuit и объяснил, почему он начал заниматься роликами на YouTube.

О Team Unique (ex-NoPangolier)

— Как собирался ростер NoPangolier? 

— С ребятами я коммуницировал с июня, спустя месяц после моего ухода из B8. Они тогда были в Cyber Legacy и позвали меня в качестве стендина. Мы хотели продолжать так выступать, но тогда были свои препятствия, и как-то не сложилось. Поэтому мы все пошли своими путями. К тому же в тот период онлайн-турниров вне DPC я понимал, что создавать что-то новое и выкладываться на полную было нецелесообразно. Поэтому для меня было нормально отдохнуть до начала нового сезона. 

Ближе к ноябрю мы начинали тестировать игроков. В тот момент в составе были я, ArsZeeqq, CeMaTheSlayeR и Bignum. Мы искали коров, потому что Palantimos и Pikachu не могли с нами играть. В основном за состав отвечали ArsZeeqq и Bignum. Ближе к декабрю наш ростер уже устаканился, и мы начали готовиться к новому сезону. 

— ArsZeeqq играл важную роль в создании состава и стал тренером коллектива. Что сейчас входит в спектр его обязанностей? 

— Он полноценный тренер. ArsZeeqq отвечает за драфты, он делает это вместе с Bignum. Понятно, что кто-то из нас иногда подкидывает идеи, но в основном это их зона ответственности. Он также смотрит реплеи других команд, анализирует наши ошибки, помогает в тренировочных матчах. Одним словом, он выполняет обязанности, которые, на мой взгляд, должен исполнять каждый хороший тренер.

— После того как вы вышли в первый дивизион, ваш состав подписала организация Team Unique. У вас были какие-то договоренности с клубом еще до старта закрытых отборочных или организация обратилась к вам только после? 

— Мы до того, как прошли в первый дивизион, в принципе не рассматривали возможность вступления в какую-либо организацию, так как считали это нецелесообразным. Ведь в тот момент мы только собрались, у нас не было результатов. Хотелось сначала показать, что мы что-то можем, и тогда уже пытаться контактировать с какой-то организацией. Когда прошли в первый дивизион, уже у нас появились разные варианты, но остановились мы на Unique. 

О формате DPC

— Сейчас вы выступаете в первом дивизионе. Как бы ты оценил новый формат сезона — один матч в неделю, отсутствие дополнительных чемпионатов и так далее?

— Я думаю, это хороший формат для команд вдолгую — чтобы коллективы не распадались, пытались вместе развиваться, преодолевать какие-то проблемы. В этом плане Valve хорошо потрудилась. То, что нет других турниров, — минус. Было бы здорово, чтобы параллельно проходили какие-то еще чемпионаты. Как я слышал, ESL будет проводить турниры вне DPC, плюс я точно знаю, что в марте-апреле вернутся онлайн-турниры. Но сейчас пока так — месяц с одним матчем в неделю.  

— То, что вы играете только раз в неделю, — это легче или сложнее в психологическом плане? Условно, вот вы уступили в первом поединке, а до следующего еще целая неделя. Было бы лучше, если бы следующий поединок был уже через день, чтобы долго не сидеть с мыслями о поражении, или, наоборот, недельный перерыв помогает собраться и избавиться от негатива?  

— Лучше иметь больше времени после поражения. Ты не можешь находиться неделю в плохом состоянии после проигрыша. Иначе зачем вообще играть? Профессиональный игрок не может себе позволить так долго расстраиваться — это максимально непродуктивно. Другое дело, если ты проиграл официальный матч и проигрываешь все тренировочные встречи — это может плохо сказаться. В целом если ты уступил, то лучше, конечно, как следует отдохнуть, проанализировать ошибки и провести следующий поединок через неделю, а не на следующий день. В случае победы вообще не важно, когда будет матч — через день или через неделю. 

— В новом сезоне Valve ввела новые жесткие трансферные правила. Как ты к ним относишься и снизится ли из-за них количество решафлов в СНГ? Вот HellRaisers уже сделала замену в составе. 

— Я думаю, что в целом новые правила — это хорошо. Valve в этом вопросе в основном ориентирована на профессиональных игроков, хочет их защитить. Сейчас короткий сезон — два мейджора и The International. Допустим, ты выступаешь за команду, у вас что-то не получилось, проиграли официальную игру, и вот уже через одну-две недели тебя решают кикнуть. Сразу нашли, что проблема была якобы в тебе, — стандартная история для СНГ. И что после этого делать игроку? Следующий сезон DPC нескоро, во втором цикле нужно начинать с открытой квалификации, и шансов пройти на TI по инвайту уже нет. 

Другое дело, я бы не делал правило, что если ты заменил игрока, то обязан с ним доиграть часть матчей, как в случае с HellRaisers. Лучше уж попросту запретить вообще какие-либо перестановки. Я просто представляю ситуацию: игрока кикнули, нашли ему замену и выступают с ним, но тут приходится доигрывать три матча со старым игроком. Какими получатся эти три матча? Почему игрок вообще должен на это соглашаться? Для меня это непонятно. 

А вот между квалификациями активность решафла у команд, которые не будут претендовать на инвайт, не снизится. Фактор замен будет решать только для коллективов, которые хотят выйти на The International с помощью очков DPC. А основные волны решафлов как раз обычно проходят среди тех коллективов, кто далек от прямого инвайта. 

О матче с NAVI

— По поводу вашего первого матча против NAVI. Казалось, что соперники переиграли вас почти без шансов...

— Это справедливое ощущение, так по факту и было. В первой игре мы немного просели по драфту, это и для нас было очевидно уже во время игры. Тяжело игралось: одна ошибка, и на тебя идут герои с суммонами, тебе невозможно что-то с этим сделать. Так бывает, в этом нет ничего страшного. На второй карте у нас уже все было в порядке с драфтами. Но там был один важный мув — когда мы втроем в смоках пошли на Templar Assassin, которая фармила в «тройке», практически не имея шансов ее убить. Такие моменты случаются, когда голова отключается и делается абсолютно абсурдное действие. После этого стало уже очень тяжело играть. У нас были темповые герои, и ими нельзя так ошибаться, как мы сделали в том конкретном моменте. А дальше игрокам NAVI было уже легко засноуболить с их героями. 

— Во второй игре ты выступал на хардовом Outworld Destroyer, который стал популярен в последнее время. В комьюнити к нему по-разному относятся, например, студия аналитики утверждала, что персонаж бесполезен после 20-й минуты. А как ты оцениваешь потенциал OD?

— Герой очень зависим от того, как у него пойдет игра. Если у него плохая линия, а после соперники еще начинают давить, то OD будет очень плох. Если же у него хороший лейн, получилось забрать с Meteor Hammer вышку, совершить какие-то убийства, то потом с артефактами он может очень много сделать в игре. Так что вряд ли он становится бесполезным в мидгейме — к 30-й минуте у него может быть уже Meteor Hammer, Aghanim's Scepter и Aether Lens. С такими предметами он вносит очень много импакта и становится крайне вариативен. При этом я не думаю, что Outworld Destroyer — очень уж хороший герой на офлейне. Это интересный персонаж, которого неплохо усилили в последнем патче. Он может хорошо зайти в определенные моменты, но использовать его постоянно не имеет смысла. 

— Можешь назвать трех лучших офлейнеров в СНГ на данный момент, не считая себя?

— Можно я просто назову Витю GeneRaL? Я к нему отлично отношусь, он хороший парень, круто играет и сейчас в прекрасной форме. Так что ему я респектую. Понятно, что есть еще люди, к которым я хорошо отношусь, например 9pasha, но он сейчас не играет, так что сложно его оценить. Поэтому пока выделю только GeneRaL. 

О матче с EXTREMUM

— В следующем матче вы сыграете против EXTREMUM. Как оцениваешь шансы против этой команды? 

— Я смотрел немного их игры. Мы подготовимся к ним, а о шансах узнаем уже в официальном матче, тут тяжело загадывать.

— Как тебе решение God перейти на пятую позицию?

— На самом деле, я с уважением отношусь к таким моментам, когда человек имеет смелость, играя постоянно на одной позиции, пересесть на «пятерку» и взять в свои руки управление командой. Это же произошло не из-за того, что он стал хуже играть, просто к этому моменту он обзавелся уже большим багажом знаний, реализовывать которые, как командообразующее звено, куда удобнее именно с пятой позиции, чем если ты выступаешь в центре. Так что круто, что он так поступил. Мне кажется, это отличное решение. 

— Тогда не могу не спросить про Dendi. Не стоило ли и ему сделать то же самое — передать свой опыт команде, играя на «пятерке»? 

— Я как раз хотел добавить, что все сказанное про God — это без отсылок к кому-либо, но раз уж ты спросил… Я думаю, что Dendi, если он играет на миде, просто стоит фокусироваться на своей игре, что, в принципе, он сейчас и делает в своей команде с бразильцами. Если же ты хочешь быть капитаном и вести команду за собой, заниматься драфтами, подготовкой к матчу — это действительно большой объем работы, — то это лучше делать все-таки с пятой позиции. 

Об участниках DPC

— Сейчас в первом дивизионе СНГ два основных лидера — Virtus.pro и NAVI. Как ты считаешь, сможет ли какой-то коллектив навязать им борьбу и будет ли в их числе твой состав? Видишь ли ты в Unique потенциал для этого? 

— Потенциал в команде я вижу, не знаю, правда, как скоро мы сможем его реализовать. Почему NAVI и Virtus.pro считаются фаворитами? Потому что они давно уже играют этими составами, у них было время, чтобы сыграться, в их составах талантливые игроки — все сошлось. Соответственно, они уже, подходя к этим квалификациям, чувствовали уверенность, и это абсолютно нормально. Говоря же об остальных командах, не считая Live to Win и Team Spirit, это все новые коллективы, которые только-только собрались. Когда ты находишься на этой стадии, то еще не знаешь толком, чего ожидать от своей команды, то есть на что вы способны, насколько вы стрессоустойчивы и так далее — это все важные факторы.

— Для раскрытия потенциала команды нужно время. Сколько на это может уйти? 

— Тут все максимально индивидуально, все зависит от людей. Скажем так, кто-то даже в случае поражений в важной квалификации готов продолжать работать, а другой при первой же возможности будет искать в ком-то причину неудачи, будет пытаться найти замену. И нельзя сказать, что кто-то из этих сторон виноват, так как, действительно, если пропадает вера в тиммейта или полностью в команду, то играть вместе дальше бессмысленно. Каким бы скилловым человек ни был, если ты не доверяешь ему, то побеждать вместе не получится. Поэтому насчет времени все очень и очень индивидуально. Но эти циклы отборочных к первому и второму мейджору должны быть показательны, их должно хватить, чтобы понять, на что команда в действительности способна. 

О канале на YouTube

— Почему ты решил начать заниматься роликами на YouTube?

— Во время карантина я играл в B8, и результаты у нас были так себе. В какой-то момент уже не было желания играть дальше. Я решил найти себе какую-то отдушину, которая поднимет настроение и будет приносить удовольствие. Решил попробовать заняться роликами на YouTube. Мне казалось, что в этой сфере в СНГ нет аналогов среди профессиональных игроков. Хотя сейчас есть, например, Daxak. Мне помог Bad Playa: объяснил, как монтировать, подкинул несколько интересных идей, за что ему спасибо. Мне создание роликов приносит удовольствие, я до сих пор кайфую. 

Я делюсь своим опытом и знаниями в меру возможностей — понятно, что рассказать обо всем в ролике не получится, но основные моменты я всегда указываю. К тому же я вспоминаю начало своей карьеры: в то время не было возможности найти канал какого-нибудь профессионального игрока, где бы он объяснял те или иные важные моменты из «Доты». Поэтому, мне кажется, это должно быть полезно для людей. 

— Ты создал канал во время не самого удачного периода в B8. Сейчас ты выступаешь в первом дивизионе; хватает ли времени, чтобы продолжать выпускать ролики?

— Хватает, да. У меня немного времени это занимает — я делаю одно видео в неделю и трачу на это три часа. Это помогает мне обращать более пристальное внимание на игровые аспекты, которые я раньше не замечал. К тому же некоторые фишки в видео я разбираю на основе матчей других игроков, поэтому активно слежу и за конкурентами. Раньше я тоже этим занимался, но не так тщательно. 

— Почти все комментарии под твоими роликами положительные, и в целом твой канал приняли крайне хорошо в комьюнити, что, вообще-то, не всегда свойственно нашим фанатам киберспорта. Ожидал такой реакции?

— Я вообще не знал, чего ожидать. Я ушел из команды, у которой был колоссальный лузстрик, дела на профессиональной сцене были не очень, я понимал, что в такой ситуации может возникнуть предвзятое отношение: «Ты проигрываешь на профессиональной сцене, почему ты чему-то учишь других людей?». Я думал, конечно, что может быть такая реакция, но потом, поразмыслив, решил, что если руководствоваться этим тезисом, то можно вообще ничего не делать, поэтому рискнул. Сейчас мне льстит, конечно, что людям нравится мой контент. Надеюсь, он и в дальнейшем будет им заходить.

— Думал ли над тем, как будешь развивать свой канал, возможно, вводить новые форматы и так далее? 

— Думал и думаю, конечно. У меня есть идеи, как это сделать, но из-за того, что сейчас идет очень важная — как для меня, так и для всей команды — DPC-квалификация, я больше времени уделяю именно ей. Профессиональная «Дота» для меня приоритет. Поэтому, пока идут игры первого дивизиона, я не внедряю какие-то новые идеи на YouTube. Как только групповой этап закончится и у меня будет больше свободного времени, я обязательно займусь YouTube. 

— Ты ведь и раньше уже пробовал себя в роли контент-мейкера — года три назад ты вел шоу «Вечерний Кадык». Заметно, что ты комфортно чувствуешь себя в кадре и вообще в этом амплуа. Думал о том, чтобы стать аналитиком или комментатором после завершения карьеры?

— Что-то мне приносит удовольствие из околодотерских тем, а что-то — нет. Главное — что мне до сих пор нравится сама Dota 2, и мне приятно в нее играть. Что касается аналитики/комментирования, это сложный вопрос. Я пробовал это делать в 2018 году, когда мы с Team Empire проиграли квалификацию на The International. Если честно, мне не так много это приносило удовольствия, чтобы заниматься подобным на постоянной основе. В виде разовой работы, например освещать квалификацию к The International, — это одно. Однако полностью посвящать себя подобному я бы не хотел. Мне, скорее всего, было бы интереснее после окончания карьеры заниматься тренерством. 

О карьере

— Хотел теперь обратиться к твоей карьере и начать с во многом неожиданного ухода из Team Spirit. Вы тогда неплохо выступали и отбирались на турниры, но потом с тобой распрощались, сказав, что в команде давно существовали некие проблемы. Что произошло, с твоей точки зрения?

— Для меня эта ситуация — до сих пор загадка. Мы прошли на мейджор — для двух игроков состава это был вообще первый крупный турнир в жизни. Да, мы заняли последнее место, но, как мне казалось, стоило дальше продолжать работать. Единственное, в чем мы не могли договориться, — стоит ли выступать на турнире в Китае, который был вне DPC. Это был неприоритетный чемпионат, на который пришлось лететь около 30 часов, с технической точки зрения его организация была не на самом высоком уровне. И этот турнир был в преддверии майнора, к которому нужно было готовиться. Я считал, что нам стоило пропустить этот чемпионат, чтобы отдохнуть, а потом собраться с силами и энергией на буткемпе перед майнором. Команда же решила выступить на этом чемпионате. После турнира в Китае мне нужно было съездить домой, кое-что поправить по здоровью. И вот в этот момент я узнаю, что «у нас в команде были конфликты» и что я покидаю состав. 

Первый раз в жизни у меня произошла такая ситуация. Это был довольно неприятный момент: ты считаешь, что у вас все нормально и вы движетесь к одной цели, а потом оказывается, что все иначе. По итогу мы все знаем, к чему это привело коллектив — достаточно посмотреть на результат и то, что произошло с участниками ростера. Опустим это, я не злопамятный. Одной из проблем в Team Spirit было то, что в команде было три друга, которые и собирали состав, — они, естественно, всегда придерживались одной позиции. Поэтому протолкнуть какое-то альтернативное мнение в такой ситуации было довольно сложно. Однако по итогу из этой истории я сделал для себя кое-какие выводы на будущее. При этом скажу, что обид ни на кого я не держу, время само расставило все по местам. А вот к организации у меня остались очень теплые чувства. Люди, которые работают в Team Spirit, вызывают у меня только положительные эмоции — это действительно очень хороший клуб. 

— После Team Spirit была B8, которая изначально выглядела перспективно, но в итоге мы знаем, что это закончилось тем самым гигантским лузстриком. Почему так произошло?

— Да много причин, на самом деле. Скорее всего, сказалась боязнь команды выйти за свои стандартные рамки. Есть какой-то условный паттерн, по которому строится игра коллектива. Если что-то вдруг идет не так, то команда не может подстроиться, придумать какое-то неординарное решение. То есть коллектив в макропередвижениях по карте просто не мог нормально функционировать, в моем понимании, а это очень сильно влияет на всю игру. Искать причину в ком-то конкретном я не хочу — что было, то прошло. А так, конечно, обидно, особенно этот колоссальный лузстрик. Хотя в тренировочных матчах играли неплохо, но когда приходили на официалку, происходило что-то непонятное. И даже сейчас, когда я анализирую произошедшее, одной причины неудачи я назвать не могу. Скорее, всему виной совокупность множества отдельных факторов. 

— Насколько сложно было выступать тогда, когда лузстрик уже начал увеличиваться? 

— Было очень непросто. Один момент — само поражение, а второй — давление, которое на тебя оказывалось в комьюнити. Хотя я понимаю, что это было заслуженно, ведь это спорт. Все равно, когда такое происходит… Блин, пришлось даже канал на YouTube открывать, чтобы хоть какая-то посттравматическая терапия была (смеется)

— Перейдем к Team Empire, в которой ты провел два года. Считаешь ли ты выступление за Team Empire лучшим отрезком в своей карьере, а сам состав — сильнейшим из тех, за которые ты когда-либо выступал? 

— Были плохие периоды, были хорошие. Понятно, что по результатам это самый продуктивный в моей карьере. Причем то же самое можно сказать про всех участников того ростера Team Empire. Были ли составы сильнее в моей карьере? Если смотреть на результаты, то нет, а вот по игрокам — как минимум не слабее были. Например, состав NoPangolier, который мы собрали после Odium. И у нас все очень хорошо получалось, но там, к сожалению, помешал ряд причин, вообще не зависящих от «Доты», абсолютно нелепых и о которых больно вспоминать. Про Empire же я вспоминаю с теплотой, хотя, конечно, были не самые приятные промежутки. Оглядываясь назад, хотя я не особо люблю это делать, улыбаюсь с легкой ностальгией. 

— В последнее время у тебя были мысли вернуться в Team Empire, раз именно там ты достигал высоких результатов, или, возможно, сам клуб тебя приглашал?

— Меня звали в команду. В Team Empire работают хорошие и приятные люди, с некоторыми из них я поддерживаю контакт. Однако мне кажется, что победную атмосферу создавал не клуб, а непосредственно игроки, тренер и менеджер, которые были тогда. Поэтому нет, у меня не возникало желания вернуться. Может быть, это еще однажды и произойдет, кто знает, как жизнь может повернуться. 

— RodjER в недавнем интервью заявил, что Chappie просто не хотел ехать на The International, в то время как официальной причиной называли проблемы с визой. Как в итоге было на самом деле?

— Не знаю, зачем он вообще это рассказал. Не смотрел его интервью. Почему RodjER так сделал, не понимаю — я бы подобной информацией не делился. Мне кажется, что если бы Chappie хотел, то сам бы об этом рассказал, так было бы правильнее и более по-человечески, что ли. У них конфликт, поэтому он, видимо, решил рассказать. Но если RodjER уже рассказал свою версию, то я встану на защиту Chappie. Он не мог прилететь на групповую стадию. Был шанс, что он успеет к плей-офф, причем именно день в день — с самолета бы сразу ехал на стадион играть с нами на сцене, когда мы уже групповой этап провели с Resolut1on. И то это была только гипотетическая возможность, потому что по итогу он забрал визу только после окончания The International. 

Если бы все-таки такая вероятность была, когда ты, выйдя из самолета, отправляешься играть в нижней сетке на вылет за команду, которая не тренировалась с тобой, а играла с другим человеком, то я бы точно так же отказался. Потому что это было бы максимально эгоистично: «Сорри, ребят, вы играли с другим человеком со своими стратегиями, уже нашли одну волну, но я очень хочу на TI, так что я прилетаю, и давайте полностью перестраиваться в самый ответственный момент». Поэтому я понимаю решение Chappie. Я точно так же бы сделал — пропустил бы турнир и пожелал парням удачи, как бы тяжело мне самому ни было в этот момент. 

— Ты думал когда-нибудь, каким мог быть результат, если бы вы поехали на The International вашим изначальным составом?

— Не знаю. Мы хорошо играли с Chappie, у нас были интересные стратегии — коллектив действительно хорошо подготовился к тому турниру. Но тут гадание на кофейной гуще: могло быть хуже, могло быть лучше, но в грязь лицом мы бы точно не ударили. 

— Save- в интервью рассказывал о разнице между старой и новой школой игроков, что они по-разному расставляют приоритеты на карте и смотрят на игру в целом. Как ты считаешь, такое разделение действительно существует или это выдуманная классификация?

— Я полагаю, это не надуманная классификация. На мой взгляд, у человека, который давно играет в «Доту», складывается свое понимание игры, свои принципы, по которым он играет, и их тяжело со временем перестроить. Молодые игроки, наоборот, все только постигают и впитывают, поэтому им легче адаптироваться. Более зрелому игроку в таких моментах приходится переступать через то, что он уже знал, и пытаться иначе смотреть на вещи. Это ведь не только «Доты» касается, но и любого другого вида спорта. Так что да, игроки действительно отличаются. А вот какой подход лучше — сложный вопрос. Как по мне, в коллективе должен быть баланс молодости и опыта — это важно. 

— Были ли в твоей карьере моменты, когда ты всерьез думал бросить «Доту»? 

— Нет, не было такого, что я думал все бросить, забить на «Доту» и пойти в аналитику. Мне кажется, это путь, который означает, что ты сдался. Мне же хочется чего-то достичь, у меня есть свои цели, которых я хочу добиться. Понятно, что я не продолжу этим фанатично заниматься до старости, когда не можешь объективно смотреть на вещи и оценивать свою форму. А так, конечно, сложные периоды бывали, как, например, после неудач с Team Spirit и B8. На это еще наложился карантин — я долгое время дома один находился. Было тяжело, но сейчас вроде все стабилизировалось: канал на YouTube растет, команда появилась — играем неплохо, есть куда прогрессировать. Я просто посмотрел на себя со стороны и понял, что нет смысла унывать. Все не так плохо, надо просто двигаться к своей цели. 

— А в чем эта твоя цель? Победа на The International или что-то более локальное?

— Все, что связано с The International, — мой приоритет. Вопрос даже не в его призовом, а в значимости и статусности, а также в эмоциях, которые на нем испытываешь. Я не хочу говорить а-ля: «Хочу выиграть The International» — это само собой разумеется, любой игрок этого хочет. Но попасть на этот турнир и показать там все, на что я способен, — это и есть мой приоритет и цель, к которой я стремлюсь. Получится или нет, я не знаю, хотя, конечно, хочется, чтобы получилось, так как я многое для этого делаю. Мне все еще нравится «Дота», и я получаю удовольствие от нее, а это, как мне кажется, самое главное — получать удовольствие от того, чем ты занимаешься. 


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: www.cybersport.ru