Dream': «Европу не сильно боюсь, потому что с ними мы часто играли КВ»

Участник состава Россия, Russia, RU AS Monaco Gambit Киргизия, Kyrgyzstan, KG Кыялбек «dream'» Тайиров прокомментировал переход Live to Win в организацию Gambit Esports, рассказал об уходе из команды Украина, Ukraine, UA Ростислава «fn» Лозового, а также поделился своими ожиданиями от предстоящего мейджора в Сингапуре.


— Поздравляю с проходом на мейджор, но начать бы хотела не с этого. Ты уже 1,5 года выступаешь за Gambit. Несмотря на все решафлы, клуб так и не отпустил тебя с контракта. Как думаешь, почему?

— Не хочу звучать ЧСВ-шным, но, вероятно, клуб не хотел просто так отдавать хороших игроков. Я и сам не сильно горел желанием проходить тесты в каких-то стаках — хотел выступать только с определенными игроками, поэтому просто сидел и ждал. Можно сказать, что дождался.

— Можешь ли ты назвать прошлый год успешным?

— Если честно, то нет. Хоть мы и были на многих турнирах — ничего не выиграли. Он был удачным, но не успешным.

— Давай вернемся к самым истокам. В 2019-м с Gambit вы отлично начали сезон, но с наступлением эры онлайна результаты пошли на спад. Из-за чего это произошло?

— Еще до пандемии у нас начались проблемы в командном плане. На последнем майноре мы заняли третье место, хотя думали, что выиграем. Да, по ходу сезона мы проходили на турниры, что-то занимали, но все жаждали большего. Мы знали, что можем, но не получалось. После майнора в Киеве у всех потерялось доверие друг к другу, у нас не было побед, а у меня вообще пропало доверие к самому себе — мне не хотелось играть в «Доту».

Потом начался карантин, все разъехались по домам, мы начали играть в онлайне и худо-бедно решили наши проблемы. Очень плохо выступили на ESL One Los Angeles — проиграли почти всем в групповом этапе, после чего отказались от следующих турниров. Тогда я был даже рад, потому что играть в онлайне мне было сложно — дома в Кыргызстане пинг 100.

— Как думаешь, тот состав можно было сохранить, или дизбанд был неизбежен?

— Думаю, что можно было, если бы я не закидывал, больше советовался в некоторых ситуациях. Если бы мы прилетели на буткемп, пообщались и поработали — наверное, дальше бы играли друг с другом. В онлайне решать проблемы очень тяжело, поэтому в условиях пандемии это было неизбежно.

— После этого у тебя был перерыв целых пять месяцев. Чем занимался все это время?

— В начале пандемии турниров было не так много, я каждый день следил за «Дотой». Еще записался в спортзал, прочитал почти две книги — «Алхимика» и половину «Дивергента» — немного, но все же. Конечно, отдыхал тоже: гулял с друзьями, прошел Detroit и другие сюжетные игры. Я мог неделю не играть в «Доту», но не мог ее не смотреть. Мне нравилось наблюдать. Для меня это был полноценный отдых — просто лежал с чипсами и смотрел на чилле, не задумываясь о том, как другие играют.

— Ты когда-то говорил, что хочешь начать учиться играть на фортепиано. Удалось?

— Я хотел, но понял, что на это нужно очень много времени. Если заниматься, то от начала до конца, но я знал, что впереди будет сезон и нужно много играть, держать форму. Поэтому не стал.

— А стриминг?

— Если честно, меня он не очень интересует. Я не сильно прошаренный в этом плане. Удовольствие мне приносит просто игра в «Доту». Я могу постримить раз в две недели или месяц, но делать это часто не могу.

— На тебе перерыв сказался больше положительно?

— Да, он мне очень помог. Еще очень круто сложилось, что он был во время пандемии коронавируса — не было системы DPC. Я смотрел онлайн-турниры, и никто на них даже особо не потел. Я отдохнул, рефрешнулся, поменял майндсет и мышление, взгляд на то, как я хочу играть в «Доту». Все это время я работал над уверенностью в игровом плане. До этого я всегда боялся ошибиться, просаживался по морали из-за проигрышей, но теперь понимаю, что ошибки — это нормально, любой человек ошибается.

— А в Gambit ты работал над этим с психологом?

— Психолога у нас не было, да и я понимал, что эту проблему могу решить только я сам. Помню, что в Empire у нас был такой человек, но он мне не сильно помог. Сейчас я разобрался в себе и уже адекватно отношусь к поражениям.

— Во время перерыва тебе поступали предложения из других команд?

— Да. Вроде бы меня звали Boo1k в EXTREMUM, AfterLife в Team Spirit, вроде еще приглашали в Unique. На тот момент не было желания играть компетитив — я просто хотел отдохнуть.

— А можешь вспомнить, как тебя позвали в Live to Win? Почему появилось желание играть?

— Где-то в октябре я понял, что надо восстанавливать форму, и начал играть скримы с BuffPudge, куда меня позвал Ghostik. Провел с ними недели 2-3, после чего мне написал менеджер Live to Win Глеб и предложил поиграть. Не было никаких обещаний по поводу того, что меня возьмут. Они просто позвали постендинить на один турнир, потому что iLTW не мог. Я сразу же согласился.

— В интервью Акбар говорил, что ты очень сильно поверил в команду с первых игр. Можешь вспомнить, в чем заключалась эта вера?

— Так получилось, что в этой команде были как раз те игроки, с которыми я очень хотел играть. Когда они меня позвали — я очень обрадовался и поверил в каждого, и по сей день верю.

— Было сложно договориться о переходе с Gambit? У тебя ведь был контракт.

— Трудности могли возникнуть, если бы меня позвали играть за оргу. Но так как это был просто микс — мне сразу же дали разрешение, за что большое спасибо Gambit. Ограничений никаких по сути не было.

— Сколько времени вы вообще тренировались перед EPIC League? Как прошла адаптация?

— Не очень много, но успели поиграть. Из-за долгого перерыва я начал забывать, как работает ЦМ-Дота. Довольно много времени прошло, прежде чем я почувствовал себя в полноценной зоне комфорта. Где-то только через месяц начал думать об игре, а не о других вещах. Наверное, это был страх облажаться перед ребятами. Не хотелось, чтобы они показали плохой результат со мной. Это на меня чуть-чуть давило, но я старался от этого уйти. Если будешь думать о таких вещах — точно не сможешь показать то, на что способен.

— Уже с первых матчей в нижнем дивизионе EPIC League у вас все получалось, но потом Gambit настояла на замене в полуфинале. Ты переживал, что команда может без тебя проиграть?

— Я не особо волновался и был уверен, что они выиграют и без меня, адекватно к этому отнесся. Как и в обычном спорте, не разрешать игроку выступать против своей команды — это нормально. А Gambit один раз мне это даже разрешила. Да, я немного расстроился, что пропущу одну серию, потому что очень хотел играть в компетитив «Доту» после перерыва. Ну и немного переживал, что в дальнейшем возможности поиграть с LtW не будет. В итоге мы прошли в финал и уступили Alliance — я погрустил полчаса, посмотрел фильм или аниме, а потом все быстро прошло.

— А что помешало улучшить этот результат на Dota PIT и BTS — более скилловые команды?

— Я бы не сказал, что команды были сильнее. Когда я только начал играть в LtW, в коллективе уже были проблемы, и после моего прихода они не решились. Мы старались с этим разобраться, но не получалось. Перед Новым годом ребята хотели отдохнуть от «Доты» и друг от друга, а я же был просто новичок и не знал всей внутренней кухни, как можно улучшить ситуацию. Это было перед праздниками, поэтому никто особо не напрягался. Думаю, если бы мы более серьезно отнеслись, то результаты были бы лучше.

— Это были проблемы между игроками или внутри игры?

— Скорее, недопонимания в «Доте» — иногда мнения не сходились, вот и все.

— Мнения SoNNeikO и fn?

— Не очень хочется это затрагивать. Я не спрашивал у Акбара, можно ли об этом говорить, и будет некрасиво, если я сейчас скажу, не спросив у него.

— Давай тогда поговорим о DPC. Вы ожидали, что вам дадут инвайт, или были готовы играть квалы?

— После Нового года мне окончательно сказали, что я буду с LtW до конца сезона. Если честно, я даже не знал, куда нас позовут, будем ли мы играть квалы — я пришел работать. По итогу из-за прошлых результатов нас позвали в верхний дивизион — было приятно.

— А в какой момент вашей командой заинтересовалась Gambit?

— Это было в начале DPC. Я помню, что мы сыграли первые два матча, после чего менеджер сказал, что Gambit хочет нас подписать, нужно дать ответ. Как я понял, клуб хотел команду из первого дивизиона, они смотрели на нас и NoTechies. Мы были фаворитами, и в случае отказа подписали бы их. Мы, не долго думая, согласились.

— Переход в Gambit как-то повлиял на команду и тебя лично?

— В плане игры ничего не изменилось — работаем над собой, помогаем друг другу, как и раньше. Никакого давления после подписания нет. Лично для меня это было прикольно — снова оказаться в родном клубе. Единственное, что поменялось — последние два-три матча я играл не из Кыргызстана с пингом 91-105, а с буткемпа Gambit с задержкой 30 — шиковал.

— После этого вы заменили мидлейнера. Ты играл с fn еще в старых Gambit, вы хорошо общались?

— У нас с Ростиком всегда были дружеские отношения. Надеюсь, мы до сих пор друзья. У меня всегда было положительное отношение к нему в плане игры, в жизни тоже — он мне нравился. Я никогда не воспринимал его шутки всерьез — это Ростик, надо быть готовым к нему и его рофлам. Я сам всегда был готов масла в огонь подлить, порофлить над ним и над собой.

— Тебя огорчил его уход?

— Если честно, я немного расстроился. С Ростиком мы очень хорошо общаемся — в плане игры у меня не было к нему как таковых претензий, просто мог давать ему советы. Я много следил за другими мидерами, что-то замечал и подсказывал, предлагал. Иногда он соглашался, а иногда — нет. Он всегда работал над собой и старался давать фидбек — не молчал, высказывал свое мнение. Потом к нам пришел Вован — он бывший игрок Virtus.pro, тир-1 уровень. Мне было интересно узнать, как вообще будет идти игра вместе с ним.

— Что-то можешь отметить уже сейчас?

— Изменения произошли во многих аспектах. Вован — очень активный мидер, он никогда не будет стоять и фармить, отдавать врагу этот фарм. Он из тех игроков, которые всегда давят. Вован создает в игре агрессию и много спейсит, говорит. Когда у тебя такой человек в команде, на коре играть намного проще. Тебе не надо ничего придумывать и заморачиваться, потому что мидер это делает за тебя. Максимум, что я могу сделать в начале игры до 10-15 минуты — сделать ТП, если требуется. Если нет — дальше бью крипов, стараюсь вытащить свой фарм. С его приходом я чуть-чуть переработал свою игру и стал менее агрессивным, чтобы была гармония в команде.

— А разве fn не такой активный?

— Он тоже был активным, но отличие в том, что Ростик не так много коллил, не был инициатором идей. Он иногда то ли боялся, то ли был не уверен в себе или в своем герое — из-за этого говорил не так много. С ним надо было всегда думать, как подключиться в файт или помочь команде. Вован же берет ответственность на себя. Не получается — обосрались так обосрались, ничего страшного.

— Как думаешь, Ростиславу просто не везет, или дело в чем-то другом?

— Наверное, не все могут принять его таким человеком, какой он есть. Людям легче не работать с ним, а найти замену.

— В прошлом составе Gambit ты играл под руководством Fng, теперь выступаешь с SoNNeikO. Они сильно различаются как капитаны и игроки?

— Они оба очень скилловые и сильные игроки, нет каких-то конкретных отличий. Что Акбар, что Артём всегда были любителями поговорить о «Доте», выслушивали мнения всех игроков. Они никогда не стояли на своем, поддерживали всех. Отличие, наверное, в капитанстве вне игры. Артем вне «Доты» не был лидером. С Акбаром в реале я еще не виделся, но мне кажется, что он капитан и в жизни — человек, который может собрать всех кучкой вместе и так далее. Возможно, я ошибаюсь, посмотрим.

— Получается, факт о том, что SoNNeikO очень жесткий лидер — это стереотип?

— Можно сказать, что это всё слухи. Сейчас я играю с Акбаром и не могу назвать его жестким капитаном, который стоит на своем. Он, наоборот, всегда готов поговорить, выслушать и помочь, что-то потестить.

— А как у вас в целом происходит коммуникация?

— В начале игры коллит Вован со своей линии: говорит, если нужна помощь, зовет саппортов к себе. Бывает, что Акбар с Immersion тоже говорят, куда переместиться. В остальном каждый коллит на своем лейне.

— Как тебе другие ребята из команды? Вы уже притерлись или еще прощупываете друг друга?

— Сложно сказать, потому что буткемп очень много решает, поэтому будет понятно после него. Мы иногда играем в пати и так далее, но пока что коммуницируем только в «Доте».

— На прошедшем DPC ты стал лидером по киллам — аж 24 на Riki в матче против Spirit. Ты любишь играть активно, или это зависит от героя?

— Когда как. Мне нравится играть активно, и если бы у меня был такой шанс, я бы всегда это делал. Бывает, что я треню это в пабликах — беру активных героев и всех убиваю. Например, Storm Spirit на первую позицию. Еще, бывало, Void Spirit в керри брал, Ember уже дефолт. Еще покупаю билды активные, если крипов не хочется бить — вместо БФ на Riki беру Диффуза. Мне нравится играть активно с тех пор, как OG показала такой плейстайл. Но сейчас «Дота» не такая, что первая позиция может куда-то пойти и делать ранние мувы — так тяжело выигрывать.

— Мета 4+1 все еще доминирует?

— Да. Я склонен к тому, что если у первой позиции не будет перевеса в золоте, то играть очень сложно. Сейчас проблемно пушить тавера, ломать здания. Все команды очень хорошо играют — они не дадут тебе просто так бить базу. Чтобы делать это быстро и качественно, тебе нужно много шмоток. Если ты один раз ошибешься при пуше базы, то вражеская команда выфармит всю карту, поставит нужный вижн, а с таким перевесом играть уже невозможно. Поэтому сейчас легче бить крипов, отжимать карту и еще больше фармить. Все сводится к комбинации пушишь — фармишь, потом забираешь Аегис. Если есть возможность — заканчиваешь, нет — дальше фармишь.

— А ты устаешь от такого плейстайла на керри?

— Да, бывает, но я ничего не могу с этим поделать. Даже если иногда и устаю, все равно могу пойти поиграть в паблик супер активно на каком-нибудь Эмбере с Дагоном. После этого отпускает — буду дальше бить крипов, пушить и делать то, что нужно в компетитив.

— У тебя было время следить за другими регионами во время DPC? Можешь кого-то отметить?

— Да, я смотрел абсолютно за всеми. За последний год регионы не играли друг против друга, поэтому я не могу выделить самый сильный — в каждом есть отдельные команды. В Европе Secret, OG, Nigma, Liquid, Alliance, в СНГ VP, мы и NAVI. Мне очень импонирует игра IG и Aster в Китае, там в целом много сильных команд по именам и игре. Не знаю, почему у PSG и тех же Elephant не очень получилось на DPC. Из Америки EG и beastcoast, в Азии Fnatic. Странно, что TNC даже на мейджор не прошла, хотя в прошлом году всех выигрывала.

— То есть, какие-то предикты на мейджор сейчас делать очень сложно?

— Ну вообще можно пофантазировать. Думаю, что Secret и VP будут точно не ниже топ-5. Еще у меня много надежд на IG — они для меня какие-то звери. Я бы их поставил в районе топ-3. А кто именно выиграет — без понятия.

— А мета в регионах сейчас вообще отличается?

— Я бы сказал, что все играют в похожую фармящую «Доту». Но у некоторых бывают супер жадные билды, особенно в Китае. Многие покупают на Wraith King Мидас, чтобы ускорить свой фарм, а после этого еще Radiance, только потом берут шмотки боевые. В СНГ или Европе я не припомню, чтобы кто-то покупал Мидас. Все обычно выходят в Армлет или Радианс, а потом берут Алебарду и так далее. В Китае супер большой акцент на фарм — даже на Monkey King люди покупают БФ, потом Аганим и другие шмотки.

— Примерно 1,5 года назад Gambit неплохо выступила в Сингапуре, сейчас ты с другим составом снова летишь туда. Настрой как-то изменился?

— Прошлый турнир был обычным — за уважение и место, призовые. Сейчас на кону очки DPC — это все кардинально меняет. Нужно больше потеть и стараться, гореть желанием выиграть. В прошлом году мы заняли топ-3 — в какой-то момент мы подумали, что это даже плохо, могли претендовать на второе и первое места. В этом году топ-3 — это достойный результат, по очкам уже хорошо.

— Как думаешь, команды будут сильнее стрессовать на LAN после такого длительного перерыва?

— Лично у меня давления на ланах практически нет. Мне кажется, у команд его тоже не будет — практически все уже выступали в офлайне. Не думаю, что годовое отсутствие LAN-турниров может вызвать стресс.

— Многие говорят, что у тех же VP могут возникнуть проблемы на мейджоре из-за небольшого опыта в офлайне. Ты не разделяешь это мнение?

— Да, я не согласен с ним. В VP каждый игрок был как минимум на 2-3 ланах. Я уверен, что они не будут сильно стрессовать. Тем более, они все друзья — поддержат друг друга в моральном плане, все у них будет хорошо.

— Кто может вам составить самую большую конкуренцию в Wild Card?

— Не хочу каркать, но там все команды действительно сильные. Будет просто интересно поиграть. Европу не сильно боюсь, если честно, потому что с ними мы часто играли КВ. Многие игры заканчивались в нашу пользу, но, опять же, это не официалки. Не знаю, чего ожидать от других регионов. Мы просто постараемся выступить на максимум. Лично я ужасно соскучился по ланам, для меня будет в кайф поиграть против любых команд из других регионов.

— Вы тоже много тренируетесь с Европой, как и VP?

— Пока что мы отдыхаем от «Доты» и не играем КВ. Во время DPC тренировались с NAVI, Liquid, Alliance и Tundra. С Ликвидами интереснее всего — у них каждую игру разный драфт. Бывало, что они злились и пикали своих коронных Lone Druid и Broodmother, но в целом пытались всегда новое придумывать. Например, MiCKe у них ходил в мид на Puck, а Qojqva играл на первой позиции за Monkey King — они постоянно менялись ролями.

— А вы сами больше экспериментируете или уже наработали стратегии?

— Под конец DPC мы решили, что будем брать на КВ то, что и на официалках, но в начале больше тестили. Например, из пабликов мне Luna нравилась, мы пробовали с ней, были и другие герои. Мы улучшим эти заготовки и, думаю, покажем их в Wild Card.

— Придумали, каким образом будете проходить в групповую стадию?

— Мы планируем заняться полноценной подготовкой на буткемпе, который начнется 14 марта. Пока точно не знаем, где он будет. Его могут перенести из России в Минск, потому что есть вероятность, что некоторые игроки не смогут приехать.

— Менеджер Alliance Мария Гунина говорила, что команды должны соблюдать жесткие ограничения перед мейджором. Ты уже слышал об этом?

— Да, нам говорили, что будет карантин за десять дней до вылета. Можно будет выйти, чтобы сдать ПЦР-тест. Даже когда мы прилетим в Сингапур, сначала будем сидеть на буткемпе два дня, после этого уже поедем играть с камерами без зрителей на стадионе. Все это будет в масках и с учетом дистанции.

— На игроков давят такие ограничения?

— Мне на эти меры все равно, если честно, я просто хочу поиграть. Конечно, хотелось бы выйти и прогуляться разок в Сингапуре, но такой возможности у нас не будет.

— За день до старта мейджора выйдет аниме по «Доте». Ты был рад коллаборации Valve и Netflix, будешь смотреть?

— Я на Netflix смотрю много сериалов и очень удивился, когда анонсировали аниме по «Доте». Первые эмоции — просто маты. Трейлер шикарно сделали: звук, рисовка — мне все понравилось. Я не из тех, кто по одной серии смотрит, поэтому буду их копить — сяду и за раз посмотрю все восемь после прохода Wild Card.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: escorenews.com