Bafik: «На этом мейджоре я свою работу очень высоко оцениваю»

Комментатор студии Maincast Украина, Ukraine, UA Алексей «Bafik» Бафадаров в большом интервью оценил минувший мейджор в Киеве с точки зрения организации, высказался о текущей турнирной системе Dota Pro Circuit, а также порассуждал о токсичности в Dota 2 и многом другом.


— Принято, давай сразу к турниру, который недавно проходил. И Айсайсайс, и Факер ругают WePlay за киевский мейджор. Как тебе турнир в плане организации?

— Отлично вообще. Никаких вопросов не имею. Безусловно, есть над чем работать в плане пауз, сроков проведения игрового дня, но я не думаю, что это то, на чем стоит акцентировать внимание.

Я вообще не очень люблю акцентировать внимание на негативе. Сам турнир получился, все почти доехали, кроме одного игрока. Считаю, что это вообще огромная победа организаторов, и я бы начинал с этого. Это заслуживает как минимум уважения и внимания, ведь турниров, на которые привезли почти все команды в полных составах, во время пандемии не было, а WePlay сделал большой шаг в эту сторону. 

WePlay молодцы. У них вообще есть такая фишка – они делают студии-конструкторы, которые полностью собираются, разбираются в разные форматы. С точки зрения продакшена, с точки зрения истории – это было очень круто, на мой взгляд. С технической стороны вопроса, ребята, может быть, давно не делали турниры по Доте и, возможно, немного заржавели где-то в этом плане. Надеюсь, будут сделаны выводы, но я бы не стал акцентировать на этом внимание.

— Ну если о проблемах не говорить, то на них никто не обратит внимание. Если есть какие-то проблемы, то нужно их озвучивать. 

— Это мероприятие было реально хорошим. Да, были косяки, мы их отмечаем, но мы не можем говорить о косяках, не выделяя какие-то хорошие вещи, которые случились на самом мероприятии. В моем понимании, если мы говорим о минусах, то нужно говорить и о плюсах. Зачем подавать информацию только о минусах? Это нечестно по отношению к организаторам. Я не люблю говорить только о том, какие были долгие дни. Для меня это не было тяжело. Это было тяжело для продакшена, ребят, которые работали у нас по 3-4 серии, для обсерверов. Ребятам было тяжело, это правда. 

Комментаторам, аналитикам или ведущим – я не понимаю почему было тяжело. Извините, это мейджор. Если не работать на мейджоре усердно, то где тогда работать? Сложностей не было для работы, задержки меня не смущали. Приходилось развлекать публику, но опять же – это тоже наша работа и мы должны это уметь. Я просто не хочу выделять минусы не говоря о плюсах. Думаю, все было сбалансировано.

— А как тебе вообще система лиг в целом? Кто-то ее хвалит, кто-то ругает, но очевидно, что некоторые достойные команды не доедут до Инта. Что бы ты в ней поменял?

— Вопрос хороший, не знаю, что бы я поменял, если честно. Я достаточно серьезно об этом не задумывался, но тем не менее, могу сказать, что эта система должна была быть внедрена еще довольно давно. Логично, что каждый регион теперь имеет какую-то свою закрытую лигу, посредством которой происходит квалификация на межрегиональный турнир. Это что-то типа миноров в CS:GO. Мне кажется, это нормально, хорошо и логично. 

С точки зрения распределения очков – это другой вопрос. Мы помним, что в первый сезон в Америке были опенквалы в первый дивизион, в других регионах их не было. Мне кажется, что это была первая ошибка, потому что первый сезон – калибровочный, и все должны были проходить какую-то открытую квалификацию. Должна была быть какая-то система, которая формировала сетку первого дивизиона. Думаю, что призовые для лиги, которая идет 7 недель, неадекватны. Когда ты играешь за $30 000 7 недель за первое место – это грустно.

— По факту, ты играешь не за $30 000, а за возможность разыграть $40 млн.

— Да, в этом и фишка – у нас есть турнир, который стоит $40 млн, поэтому у нас нет такой интриги в сезоне – все ждут TI. Я бы вообще отказался от идеи увеличения призового фонда на Инте каждый год, привел его к какой-то единой цифре, условно в $20 млн или $30 млн – не важно. И сделал бы акцент на том, чтобы весь сезон был важен, ведь на втором мейджоре – последнем ярком, крутом турнире мы приходим к тому, что только одна команда с какого-то этапа имела шансы на попадание напрямую на Инт [Nigma до 3-го раунда нижней сетки – прим. Sports.ru], а в остальном интрига была мертва. Команды играли за копейки по сути, потому что $500 000 для мейджора, когда у тебя на Инте $40 млн – это немного нелепо в целом. Я бы повышал ставки на мейджорах, чтобы люди играли не только за квалификацию на Инт, чтобы у них было больше мотивации. 

У нас были команды, которые уже после первого мейджора понимали, что они многовероятно будут на Инте. И второй сезон те же Secret играли спустя рукава, мне кажется. Пока у нас остается такая интоцентричная система, вокруг которой все крутится и эти турниры – просто сателлиты, которые тебя туда приводят. Мне это не нравится, я хочу, чтобы весь сезон был более ярким, более крутым. 

Мне импонировала система, когда было несколько мейджоров по 3 млн. По-моему, это было вообще идеальное время для Доты, там и баттлпасы выходили под эти мейджоры. Это логично – 4 сезона: весна, зима, лето, осень – каждый имел свой баттлпас, комьюнити оживало каждый квартал, и мы получали очень крутую, прикольную эко-систему. Не было такого, что все наплевали на киевский мейджор, потому что впереди был Инт. Наоборот – это было ярчайшее событие 17-го года, точно так же, как и остальные мейджоры. Эти турниры не пропали в истории.

А кто вспомнит турниры в сезоне, где мейджоров было 10? Кто об этом сезоне вообще вспомнит? Я вот только помню Супермейджор, потому что он назывался Супер, был самым дорогим и проходил прямо перед Интом – все. А Киев-мейджор помнят до сих пор, Манила-мейджор помнят до сих пор, Франкфурт-мейджор помнят до сих пор. Даже шанхайский, проклятый мейджор, помнят до сих пор. Да, в виду других обстоятельств, но сам факт. Эти турниры были очень значимы для сообщества.

Я бы просто хотел, чтобы повышалась ценность сезона, чтобы люди 7 недель играли не за 30 000$ и 500 DPC-очков, а за более солидные деньги, учитывая призовой фонд $40 млн. Зачем гоняться за этими рекордами, когда все уже и так поняли, что вы молодцы, вы – топ. Можно просто выделять процент с этого сбора на сезон, чтобы сделать их более значимым и для команд, и для зрителей.

— Это факт, но тебе не кажется, что их запомнили еще и потому, что это были первые турниры такого формата, первые турниры от Valve посреди сезона. Может, приелось?

— Да сложно сказать. Мне кажется, есть турнирные организаторы, которые могут делать турниры, которые будут запоминаться не хуже. Тот же WePlay показал, что они могут сделать турнир качественным, ESL показал, что они могут сделать турнир невероятного масштаба.

Минимальная поддержка от Valve меня не совсем радует, потому что в нынешних условиях выделение только половины призового фонда не позволяет выйти в плюс. Только очень крупные ТО, например ESL, которые имеют многомиллионные спонсорские контракты, могут выходить в баланс или даже в небольшой плюс, но такие организаторы, как WePlay, никогда в плюс не выйдут. Может быть, есть смысл в том, чтобы Valve точно так же отдавали эти турниры сторонним организаторам, но при этом покрывали призовой фонд целиком и занимались мониторингом, контролем.

— За счет раздутого призового Инта?

— Да, да. Я просто не понимаю, почему мы продолжаем в целом... [иметь один значимый турнир] Ну, видишь, такая идея у Valve, у ребят, которые занимаются Дотой. Я ничего не могу иметь против, потому что это их деньги, их продукт – пускай делают так, как им вздумается, но мой взгляд на вещи таков, что нет смысла гоняться за постоянным увеличением призового фонда на Инте.

— В апреле ты говорил про токсичность Доты. Что-то поменялось с того времени? И что вообще повлияло на изменения в сторону токсичности?

— Да ничего особо не поменялось, я бы сказал. Сама система сопутствует тому, что происходит. Не скажу, что она это поощряет, потому что это неправда. Но сопутствует. Если мы играем в Доту, то у нас есть паузы. Люди поняли, что эти паузы абьюзивны, что они неадекватно работают, их можно ставить во время драки, после убийства. И это начали абузить – начали убивать и ставить паузы, тем самым пытаясь затравить соперника, которого ты убил. 

Мне кажется, вообще ни одной такой игры в мире нет, где что-то подобное бы происходило. Это просто неадекватно и это никак не меняется. Я даже писал письма ребятам – и Викрему, и Айсфрогу, что было бы неплохо что-то сделать с паузами. Я знаю, что не только я писал, но по факту пока в этом плане каких-то движений нет, они не меняют систему пауз. 

Типы, конечно, были созданы, чтобы поощрять, хвалить игроков, но по факту, мы сейчас видим, что на уровне Инта игроки типают друг друга, пытаясь подначить. То же самое происходит и в пабликах, это тоже токсичность определенного характера. Люди разные – кто-то реагирует на это с улыбкой, кто-то к этому относится очень негативно.

Абсолютно нерабочая система репортов. По факту – люди руинят паблики, как и руинили раньше, попадают в этот ЛП, три игры побеждают и идут дальше руинить, если им хочется. Ливнуть можно безнаказанно 1 раз за некоторое время. Есть много нюансов, которые располагают к возможности такого поведения. Нет нормальной системы.

У меня много знакомых из реальной жизни, скажем так, играли в Лигу Легенд. Просто подпивасники, которые садились вечером за ноутбуки, где-то на хате собирались и играли в Лол. Так вот, я когда с ними играл в LoL, я написал какое-то оскорбительное слово в чат, знаешь, сгорел, бывало и такое. В итоге мне приходил репорт, где мне говорили, что если такое повторится, то меня забанят на несколько дней. Я повторил что-то подобное, и мне реально пришел бан на несколько дней и предупреждение о том, что мой аккаунт будет забанен на более долгий срок. Там система наказывает тебя за плохое поведение.

Думаю, Valve тоже могли бы внедрить систему, когда комьюнити само себя регулирует. Overwatch – это первый позитивный звоночек, но это можно и расширить в контексте чата, негативного поведения. Выбирать людей из сообщества с хорошей репутацией и предлагать им взамен не деньги, а внутриигровые награды. Сейчас система Overwatch тебя никак не поощряет. Мне первые дни было интересно, я посмотрел, было круто занять как-то время, пока ищется игра. Сейчас у меня вообще не лежит душа к этому, ведь я ничего не получаю абсолютно. Нет никаких бонусов. Можно было бы сделать награду за 100 дел – выделить какую-то иммортал-шмотку, например. Почему нет? Сообщество надо поощрять, применять метод кнута и пряника. Сейчас вообще никакого метода не применяется.

Вот это основные вещи – изменить систему репортов, да и вообще изменить ММ в целом, потому что он морально устарел давно. Есть же классные системы, которые можно позаимствовать. Ничего плохого в этом нет. Не надо придумывать велосипед, когда все уже придумано. И, конечно же, система с паузами. Это основные вещи, которые сейчас абьюзивны, которые крайне негативно влияют на то, что происходит в Доте. При этом могу сказать, что в анранкеде все хорошо, поэтому я в последнее время больше играю анранкед и там кайфую. Или просто играю с друзьями стаком из 5 человек.

— Продолжая тему токсичности – в компетитив все в восторге от условного Эмо, который пишет «?» в оллчат. Весь чат твича в вопросиках, твиттер – тоже. В пабликах это называют токсичностью, а в компетитив это поощряется. Как ты к этому относишься?

— Есть такая вещь, как Fair Play. Как в футболе – есть негласные джентльменские правила, согласно которым это будет некрасиво. То, что сделал Эмо, это, на мой взгляд, не Fair Play, это некрасиво. 

— Это привлекает внимание.

— Да, это привлекает внимание и в каком-то смысле, на войне все средства хороши. Может быть, ему это нужно было. Я в этот момент понимаю, что человек проигрывает, человек реально камбэк совершает и ему это нужно – какая-то эмоциональная зарядка. Может, он сам это сделал на эмоциях, возможно, даже он где-то об этом пожалел в какой-то момент.

— Я в этом сильно сомневаюсь, потому что он все 3 победные игры что-то писал в оллчат. В первой – «?», во второй – фразу из колеса чата «What did you learn?», а в третьей – «lets see who is real evil genius».

— Да, в то же время всегда есть какие-то ребята-разбойники, которые эти правила Fair Play могут не соблюдать, и они сообществу нравятся в основном. Потому что они бунтари. Это даже как какой-то трэшток может быть воспринято, хотя это просто знак вопроса. 

Запрещать бы я это не стал – это должно быть негласным правилом. Если ты его нарушил, то жди реакции от сообщества. Тут уж как кто воспримет, потому что и в футболе, и в боксе такие примеры бывали – ребята нарушают правила Fair Play, и к ним по-разному относятся. Иногда считают, что это некрасиво, чрезмерно, а другого воспримут с улыбкой. Я бы не стал это никак регламентировать – в компетитив ты можешь просто замутить соперника, как это делали LGD против OG в финале. 

Это касается и паба, просто в пабе замутить товарища – плохая тема. Замутить соперника – замечательно, рекомендую, очень хорошо работает. Но паузы они от этого не перестанут ставить.

— Ага, паузы и типы замутить не получится.

— Да, да, да. И товарищей по команде нельзя замутить – это изначально провальная идея, потому что тебе с ним надо победить, несмотря на токсичность.

— Твое новогоднее обращение – «Это невзирая на свое настроение, состояние, здоровье, не важно что, ты должен приходить каждый раз на эфир и в первую очередь, выдавать максимум, на сколько ты можешь сейчас и дарить людям позитивные эмоции». Получается? Как ты сам оцениваешь?

— Этот год не так плох, как предыдущий, потому что меня какие-то вещи потихоньку отпускают. Прошлый год был очень тяжелым морально ввиду разных обстоятельств, а в этом году он скорее тяжелый, потому что очень много работы. Невероятно много. 

Быть постоянно заряженным, энергичным не всегда получается, причем не всегда по своей вине, скажем так. Иногда на это влияют какие-то обстоятельства внутри студии или в жизни что-то происходит. Это правило еще когда-то Тоби описывал в своих идеях, и я стараюсь этому правилу следовать – ты не должен переносить любой негатив, любые переживания свои и своей личной жизни на трансляцию, потому что зрителю это не надо. 

Приходит человек с завода, условно, открывает банку пива, и он не хочет смотреть на какого-то унылого перца, который рассказывает ему, как дерьмово все, как команды дерьмово играют и все остальное. Зритель хочет просто расслабиться, улыбнуться, посмотреть на Сашку ХВОСТа, который пляшет, анекдоты рассказывает и поет песни. Мне кажется, что очень много людей проводят время на трансляции, чтобы отвлечь себя. Не только потому что им очень нравится Дота, они просто хотят посмотреть трансляцию как сериал, отвлечься от своей повседневной, возможно, скучной жизни.

Когда человек приходит в эфир – не важно комментатор, аналитик, ведущий, кто угодно, и сидит там с постным лицом… Я отношусь к этому абсолютно негативно, поэтому стараюсь настраиваться на эфиры эмоционально, делать акцент на более позитивных вещах. Думаю, это правильный подход, потому что людям и так хватает дерьма в их жизнях. Мне кажется, неплохо у меня в этом году получается.

— Мое личное мнение – ты сильно импрувнулся за последнее время, приятно слушать трансляции. Кажется, в игровом плане тоже. Если это так, то за счет чего?

— Да на самом деле я в Доту играю уже лет 14. В свое время я активно играл semi-pro турниры, был капитаном, у меня была своя команда. С Айсбергом играли вместе, с Петей Смайли, который у нас сейчас работает в студии, с Резолем, когда он был еще совсем молодой. Мы играли Асусы, WCG и так далее. В принципе, я никогда не был глупым человеком относительно Доты.

Просто потом у меня была пауза в 2 года. Я даже не смотрел в это время никакие турниры, может, только финал Инта. В период с 2014 по середину 2015 для меня Дота не существовала. Я тогда получил сильный удар – мы должны были лететь во Францию в 2013 году на ESWC, прошли квалификацию в Украине, в срочном порядке делали визы, свои деньги потратили на это. Организатор должен был по идее нам организовать поездку, билеты и так далее. И он просто пропал. Помню, что звали этого мужика Глеб и он вызывал отвращение и образ мудилы. Не помню, как его фамилия была, ну мудила какой-то короче. Я так его и называю всю свою сознательную жизнь. 

У нас были готовы визы, мы собирались у меня на хате, в маленькой однушке 20 кв. м., смотрели реплеи, готовились к соперникам, а потом тебе просто говорят: «Ты никуда не летишь, чувак. Нет никаких билетов, денег, ничего». А это, по сути, твой шанс выбраться из этого болота под названием semi-pro и попробовать поиграть. А тогда вообще намного сложнее было какого-то спонсора найти. Ну 2013 год – я приходил в Logitech и пытался с ними запартнериться, рассказывал, чем мы занимаемся, а они говорили: «Вы какие-то программисты или что?» Понятно, что в мировом масштабе об этом знали, но локальный офис в Украине – это была проблема.

В тот момент я сломался, что-то треснуло, лопнуло, мы еще немножечко поиграли – буквально парочку турниров онлайн, но я твердо уже решил, что не могу. Что мне не хватает моральных сил продолжать дальше. Было время пытаться, но я пошел работать на «нормальную работу», как тогда говорили. И полностью от Доты я ушел на  2 года, пока не вернулся в киберспорт с заднего хода, когда зашел на WePlay в качестве менеджера по Хартстоуну.

Я не должен был никогда быть комментатором и вряд ли иметь что-то общее с Дотой, но так получилось, что в 2015 году на WePlay срочно нужен был комментатор. Я 2 года не заходил в Доту, и мне было довольно сложно вернуться в плане понимания. Когда меня позвали на мой первый Инт, я играл по 18 пабов в день, чтобы просто быть в теме того, что происходит. Было очень трудно – у меня были свои мысли, но они уже были пережитком прошлого. Тогда за 2 года Дота прогрессировала так, что это небо и земля. Если пересмотреть первые три Инта, то можно подумать: «кто это вообще играет?»

— Да, ощущение, что 4к стак мог выиграть Инт.

— Да, да. Ты сидишь и понимаешь, что если бы у тебя был сегодняшний ум в тот момент, то ты бы разрывал нереально. На самом деле так оно и есть – Дота очень прогрессировала, поэтому мне трудно было вернуться. Каждый год я старался уделять внимание игре – просмотр матчей, постоянная практика, постоянное общение, коммуникация с про-игроками, полупро-игроками, хайммр-игроками. Сам я особо никогда не прыгал на хай рейт, мне это особо не надо – это требует просто повторения одного и того же. 

Ребята мне на стриме говорят: «Ты 1000 рейтинга слил, ай-яй-яй». А я там бегаю 50 игр на белочке – герое, которого я практикую, в первый раз играю. Потом показывал, что я на Панго и еще 2 героях играю ММ каждый день. Винрейт 52-53%, на дистанции рейт будет постоянно расти. Я входил и в топ-2000, и в топ-1500, но смысла в этом никакого нет для меня – уровень токсичности примерно тот же, уровень игры вырастает не кардинально. Вот если в топ-200, в топ-500 зайти, то это круто, но требует серьезных усилий. Кажется, что с моим графиком в этом сезоне это никак не светило. Даже стримить не успеваю сейчас – каждый день эфиры, приезжаешь домой поспать, отдохнуть, и обратно в студию.

В этом сезоне мне больше помогает просмотр огромного количества Доты – весь сезон, по факту, у нас. Мы смотрим Доту, анализируем ее. Я просматриваю какие-то повторы, подписан на кучу людей, которые ведут статистику. Это мне помогает в этом сезоне держаться на неком уровне понимания Доты. В прошлом сезоне больше помогало играть.

— Ты говорил, что твоя мечта – комментировать финал Инта, и вообще весь в работе. У тебя свободное время какое-то остается? Как ты его проводишь?

— Сейчас я ремонтом занят, хе-хе. Все мое свободное время туда уходит, поэтому у меня появилась дополнительная игрушка-хобби, которая забирает очень много сил и энергии, помимо эфиров. 

В основном смотрю сериалы, читаю изредка. Сейчас изредка, потому что хочется расслабиться, а чтение все-таки требует определенной усидчивости, внимания. А когда ты сериал смотришь – можно на что-то отвлечься. Стараюсь на какие-то природы выходить, всякие шашлыки жарить, общаться вживую. В последнее время это получается реже чем хотелось бы. В этом году процентов 80 моего времени, когда я не сплю, забирает все-таки работа, стримы и все остальное.

— Ты говорил, что до возвращения в киберспорт работал на нормальной работе. В твиттере был тред о нормальной работе, где ты рассказывал, что заправлял картриджи, работал лаборантом в университете и делал поддоны. Расскажи поподробнее.

— Все, что я описал, это было еще до университета, в подростковом возрасте. У меня была достаточно небедная семья, я бы сказал. Не то чтобы супербогатые были, но не обязательно было идти летом работать. Пацаны, которые хотели иметь карманные деньги, но в достаточном количестве их не получали – шли работать. А я что? Я буду сидеть летом, сам, без них во дворе? В то время были не так популярны компьютеры, и я шел с ними за компанию, мы клепали поддоны, рыбачили параллельно. Это была такая подростковая подработка, хотя мне это в принципе на тот момент не нужно было – на карманные расходы хватало, родители могли выделить. 

В общем, мне не надо было идти и клепать поддоны, а просто нужно было себя как-то занять. Плюс ко всему ощущение: «о, я сам себе заработал денежку, можно себе что-нибудь купить».

Картриджи я заправлял по такой же схеме, у отца моего знакомого была небольшая фирма, и летом на каникулах я шел к нему на работу и там, в основном, собирали компьютеры для городских служб – это я делал с кайфом. А вот заправлять картриджи – это была самая отвратительная работа, которая вообще тогда могла быть. Думаю, такого уже нет, когда стены белые должны быть в кабинете, а на самом деле они уже черны просто от того, что ты там работал. Вся эта пыльца летит, респираторов нет. Это было очень отвратительно. Если бы сейчас я это увидел, я бы, наверное, всплакнул. Но тогда это было прикольно – стоишь весь потный, заряжаешь картриджи, с ними что-то не так, отверточкой дернул – все тебе в морду полетело.

В период, когда я закончил с Дотой, я работал менеджером по продажам оборудования. Это длилось несколько лет, а потом я понял, что это все-таки не мое и образование – не мое в принципе, хотя я и получил диплом магистра, но просто не мое.

В начале 2015 года я начал проходить 5 или 6 собеседований, перед тем как я написал своим старым друзьям из киберспорта – Антону Варлоку, который и сейчас работает на Виплее. Он тогда меня пригласил к их боссам, мы пообщались и я начал работать на Виплее в 2015 году над проектами Хартстоуна. 

— Один из моих первых постов на Sports.ru был про твой стиль комментирования. Ты тогда использовал невероятно много англицизмов, а потом закинул наш твиттер в ЧС. Как вообще относишься к критике? Откуда получаешь обратную связь?

— Я почти уверен, что это было не из-за этой статьи. Что это было, я, честно сказать, вспомнить уж не могу. Это была какая-то хрень, которую я посчитал желтушной и у меня сильно пригорело, но это точно не касалось англицизмов, 100%. Я даже репостил эти англицизмы, если что!

— Ладно-ладно, в целом как относишься к критике, к какому-то хейту, откуда получаешь обратную связь от комьюнити?

— Хейта чрезвычайно много, причем он в основном из чата твича. Я пока для себя пытаюсь находить разные объяснения этому, но к какому-то единому мнению я не пришел. Вот что такое хейт? Я всегда такую историю рассказываю на этот счет – вот у тебя бывало такое в жизни, что ты приходишь в какую-то компанию и там оказывается человек, которого ты не знаешь? Ты на него смотришь, он еще ни слова не сказал, ничего не сделал абсолютно, но ты на него посмотрел – и он тебе уже неприятен. Есть что-то на уровне энергетики, не знаю.

В принципе, мне кажется, такое может быть применимо, особенно когда у тебя огромная аудитория. Всегда найдется определенное количество людей, которым ты по тем или иным причинам не будешь нравиться. У нас самые яркие ребята, самые харизматичные – даже у них находится огромное количество хейтеров. Просто потому, что аудитория разношерстная и кому-то нравится одно, кому-то – другое. 

Хейта очень много, я научился как-то абстрагироваться от «ты ###### [дурак], мразь, пусть твои родные сдохнут», – такого, кстати, тоже много бывает и это особенно печально. Но вот недавно Вилат написал какой-то пост, и человек под ним ответил что-то вроде: «пожалуйста, скажите Бафику, чтобы не анализировал, а шел комментировать, потому что в аналитике он смотрится нелепо на фоне про-игроков». И я ему пишу: «пожалуйста, уточни, какие моменты тебе не понравились». Какой-то конкретики жесткой я не получил, он просто указал на моменты, которые ему не понравились, я его понял. Просто этот человек имеет такое мнение, и когда он мне его расписал, я сказал: «ок, принял, интересное мнение, я подумаю над этим». Он дает мне какую-то пищу для размышлений, мне уже есть от чего оттолкнуться. 

А когда человек просто говорит: «ты ###### [дурак]», то это не имеет под собой почвы, я этим комментариям не особо уделяю внимание. Иногда накатывает, хочу пойти и спросить почему. Такое бывает редко, но периодически у меня в твиттере происходят такие флэшмобы, пытаюсь докопаться, что человеку не понравилось. Очень часто люди не могут нормально объяснить, что им не нравится в твоей работе. И меня это, в принципе, устраивает. Зритель не должен тебе ничего объяснять – кому-то не нравится острое, а ему просто ты не нравишься. Нужно не негативно к этому относиться, а просто принять, что есть пласт людей, достаточно большой, которому не нравится то, что ты делаешь. И сделать, может быть, какие-то выводы для себя.

По сезону есть одна вещь, которой я объясняю такое количество критики, хейта, несмотря на то, что у меня есть шикарные эфиры, за которые мне не стыдно, например, на этом мейджоре, я свою работу очень высоко оцениваю. Но я работаю весь сезон, Доты невероятное количество – получается, что Бафик этот уже в экране изрядно поднадоел. Ты сегодня включаешь – там Бафик, завтра включаешь – там Бафик. Там не только Бафик, но вы запоминаете только Бафика, потому что Бафик – он яркий человек, он ведет себя таким образом. Он не сидит и бубнит что-то под нос, он дает эмоцию, противоречивые мысли в эфир, поэтому Бафик вам и приглянулся. Может быть, понравился, а может быть, нет.

Я человек творческий, пытаюсь некоторые вещи делать по разному в эфирах – где-то дать больше аналитики, где-то больше акцента на сторилайне игроков, где-то хочу больше спорить со своим сокастером. Это по сути проба пера во время матчей не мейджор-уровня. На мейджоре я никаких экспериментов не проводил, но по сезону вы можете найти это. Это по сути как стендаперы – собирают сначала какую-то маленькую группу людей, проводят читку, смотрят на реакцию и потом на большом концерте они понимают, что лучше не читать. Мы работаем в лайве, у нас все происходит здесь и сейчас, поэтому все мои эксперименты и тесты происходят в прямом эфире. Это по сути «Дом-2», только слоган «Стань комментатором», а не «Построй свою любовь». По факту то, что вы видели на мейджоре – это итоги. Во время DPC я мог делать разные акценты и какой-то эфир мог нравиться  больше, какой-то меньше.

Очень жаль, если вы попали на эфир, который вам по тем или иным причинам не понравился. Мне грустно от этого.

— Что за любовь к OG всеобъемлющая? Ребята 2 мейджора пропустили, в квалах у них шансов тоже не то чтобы очень много.

— Я помню, какие были отзывы в матче с Brame, где Анатан вернулся. Для многих это было событие, что он вернулся и то, что они делали в том матче – было круто. Да, на фоне Brame, но это было круто. И мне не могло это не нравиться. Это не могло не нравиться человеку, который знает, что именно эта команда выиграла 2 Инта подряд. Почему-то все историю забыли и относятся к OG, будто это какая-то половая тряпка. Понятно, что в последнее время они себе изрядно подпортили имидж, но пока новый Инт не случился, вы не имеете никакого права вытирать об эту команду ноги. Понятно, что сейчас у них не лучшие результаты, но если вы вспомните результаты, где они побеждали на Интах, то там по сезону тоже было все отвратно. Почему историю люди не помнят – я не знаю. Поверьте, это команда, о которую не стоит вытирать ноги. 

У меня во время прошлого мейджора был сторилайн о Нигме, что они большие молодцы, у них огромный прогресс. Я был один против всего мира, доказывал, что они поменяли игровой стиль – меня никто не слушал. Я приводил статистику – меня все равно никто не слушал. Это же касается и OG – были яркие матчи, я выделял эти яркие матчи. Когда OG пинали ногами, а таких матчей было больше по сезону, я пересматривал эти эфиры, там не было ничего такого, за что можно было бы зацепиться. Я не против докопаться до истины и найти, где я был не прав, но я смотрел и выделял как бьют OG. 

Я не люблю OG, но это клуб, который дважды выиграл Инт, и я уважаю это достижение. Я не являюсь фанатом ни одной команды в Доте и никогда им не был. Я не хайпил OG как команду, которая будет всех разрывать, я просто напоминал людям, что играют действующие чемпионы Инта и не стоит мешать их с грязью. 

Уверенно и твердо заявляю, чтобы все запомнили – я не являюсь фанатом ни единой команды в Доте, я просто рассказываю их истории, а на данный момент OG – чемпионы Инта, и их история является пока что самой яркой и громкой из всех.

— Принято. Можешь назвать своих фаворитов в каждом регионе квал на Инт?

— Ха, это довольно трудно, но давай попробуем. Честно тебе скажу, я даже не знаю, кого тут называть – в некоторых регионах абсолютно застаканные квалификации. 

Ну, давай по порядку.

NA – тут, думаю, борьба основная будет между Undying и 4 Zoomers, есть Sad Boys, но в них я верю меньше из-за подписания Энви. В Undying ребята поопытнее играют, по сезону крепко смотрелись, у них есть корейский гений на пятерке, думаю, они выйдут.

SA – абсолютно не знаю, что тебе тут сказать, потому что это регион, который я ввиду своей занятости смотрел минимум, как и NA. Noping очевидно, SG – неплохая команда. Пускай будет Noping.

Европа – ну тут, на мой взгляд, вообще все могут драться со всеми. Основная борьба будет между OG, Nigma, Liquid и Thundra. Больше всего склоняюсь к тому, что квалификацию выиграет Nigma, но и Ликвид могут удивить с возвращением Бокси. Для OG Сумаил – очень большое приобретение. Он никогда не скрывал, что играет ради денег, и он супермотивирован, когда Инт наступает. OG будут страшной силой. Nigma – OG будет розыгрыш за слот по ощущениям, но давай назову одну – поедет Сумаил, пусть будет OG все-таки.

Наши мальчики. Очень не хотелось мне верить в состав Соннейко – Рамзес, но мы недавно с Вельхиором обсуждали, что на дистанции этот стак едва ли будет работать, но на спринтерской дистанции – может сработать. Если кто-то из этих игроков засунет свое эго куда подальше, или же они внезапно контакт найдут.

— Вдвоем против всего мира?

— Два гения, да. Но верится в это слабо. Скорее всего, кому-то придется свое эго спрятать хотя бы на время квалификации и самого Инта. По составу – это 5 самых сильных игроков на позициях в СНГ, не считая VP.

— Рамзес на тройке не смущает?

— Не сильно смущает. Третья позиция в СНГ очень нестабильная сейчас. Даже Коллапс, который первый сезон катался очень стабильным, не выглядит как идеальный оффлейнер. Короче, Паши не хватает в СНГ, но Пашу вы скоро увидите. Финал будет NAVI – Spirit. Кто победит? Дружба победит, не знаю. Сложно сказать.

Китай – хочется верить, что Элефант пройдут. Инт без Мэйби, Эуруса, Янга, Fy – не Инт, а бред какой-то. Просто по своему желанию назову их. Бескомпромиссно. Мне их будет не хватать на Инте.

ЮВА – вообще забей. Я перед каждым мейджором эти команды просто хоронил. То, что они делали по сезону у себя локально, вызывало недоумение, но потом они приезжают на мейджор и разваливают. О чем можно говорить, когда у них команда Lilgun побеждает в ключевом матче TNC с Атимагом в миде, Пуджом на четверке. У них там какая-то своя вакханалия. Просто пальцем в небо выберу Fnatic.

— Последний вопрос – назови три вещи, которые тебе больше всего нравятся/не нравятся в работе.

— Дота просто сама по себе – она мне просто нравится, второе – эмоции и третье, наверное, какой-то фидбек. Я не хочу, чтобы люди ко мне относились равнодушно. Пусть лучше люди думают негативно обо мне, но не равнодушно. Точно, третье – публика, аудитория.

Что не нравится – тут посложнее. Не нравится, что существуют люди, которые ввиду разных обстоятельств, не горят игрой больше, но продолжают этим заниматься. Я бы хотел, чтобы этих людей было меньше, или не было вообще в идеале. Второе – не нравится, когда творчество превращается в завод. Считаю, что это путь в никуда. И последнее – не нравится, когда командам наплевать. Когда нет отдачи.

Вообще большая проблема в Доте со сторилайнами, клубы не работают над своей медийкой, никак не рассказывают о себе. Недосказанность в Доте – очень большая проблема. Мы должны больше делиться историями – люди с ума сходят, когда выходит True Sight. За каждым игроком, героем, голосом в эфире стоит живой человек. Важно понимать, кто они.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: cyber.sports.ru