J4: «Соревновательный процесс в "Доте" — это то, что не заменяется ничем в жизни»

Участник европейского микса Весь мир, World Ghost frogs Белоруссия, Belarus, BY Алексей «j4» Липай высказался в интервью о недавнем конфликте между Россия, Russia, RU Георгием «Gilgir» Свистуновым и Украина, Ukraine, UA Андреем «ALWAYSWANNAFLY» Бондаренко, рассказал о своей текущей команде, а также поведал о том, какую роль в формировании Ghost frogs выполняла менеджер Россия, Russia, RU PuckChamp.


— Расскажи, как ты оказался в составе Ghost Frogs версии марта 2021 года (Crystallis, BoraNija, Tobi, MiLAN, j4).

— Я давно знаю MiLAN: в 2017 году мы вместе играли в Planet Dog, которую позже подписали HellRaisers. С тех пор мы поддерживаем связь, и именно он пригласил меня в стак, который собрал для участия во втором сезоне DPC.

— Были другие кандидаты на твою роль или какие-то тесты?

— Нет, никаких тестов не было. Мы хорошо знаем возможности друг друга, и в такой ситуации тесты могут только сбить с толку. На них люди не всегда полностью раскрываются, поэтому эти две-три игры мало о чем скажут.

Состав был собран, мы начали тренироваться, поиграли пару недель перед квалификацией и в итоге прошли во второй дивизион.

— Если тесты не всегда объективны, то как набирать новых людей в команду?

— Ощутимо проще, если человек уже выступал где-то на профессиональной сцене. Если игрок нигде не выступал, то уже гораздо сложнее, конечно. Все-таки матчмейкинг и competitive Dota — это две разные игры, где ключевые роли играют разные вещи. Но если у человека прямо талант, то это будет видно и по игре в матчмейкинге. Есть такие люди, по одному взгляду на которых можно сказать, что игрок очень перспективный.

Что касается неигровых навыков, то здесь уместно устраивать мини-интервью или собеседование — если у тренера, капитана или менеджера есть компетенции в коммуникации и психологии. Методик, которые проверяли бы физиологические параметры, — например, реакцию, — сейчас нет в широком доступе. Поэтому я бы ограничивался просмотром реплеев и собеседованием.

— Кого из молодых талантов, которые могут выстрелить в ближайшее время, ты бы выделил?

— Это сильно зависит от ситуации, в которую попадет молодой игрок, то есть его нужно еще уметь развить. Не факт, что человек с большим потенциалом добьется успеха, если попадет не в ту команду и начнет деградировать в профессиональном плане. Из ребят, которых я рассматривал в состав, могу отметить Miero, он сейчас 232 ранг. У него есть потенциал, если правильно его использовать и развивать. Не думаю, что уместно сюда добавлять ATF и bzm, которые сейчас будут играть в OG, потому что их имена давно на слуху. Ну и отмечу нашего парня Ulnit — следите за Ghost Frogs и смотрите, как он раскроется.

— Если проводить собеседование с новичком, то как учитывать отношение игроков команды к нему? Насколько это весомый аргумент?

— Здесь индивидуальные ситуации. Если говорить о команде без организации, то чаще всего мнение действующих игроков будет определяющим, потому что они обсудят это между собой и решат, интересен им новичок или нет. У многих накоплен опыт совместной игры в матчмейкинге и минимальное представление уже есть.

Если говорить о работе внутри организации, которая собирает состав, то здесь тоже не все однозначно: где-то советуются с игроками, где-то дают карт бланш человеку, ответственному за ростер, — это могут быть, как я говорил, тренер, капитан или менеджер. Здесь нет однозначного ответа.

— Как считаешь, после победы Team Spirit на The International клубы перейдут на более жесткую модель формирования состава, где решения принимают менеджер и тренер, или пока будут доверять это самим игрокам? Кто должен нести на себе эту ответственность?

— Я думаю, что все хотят идти по этому пути, но вопрос в том, насколько это будет эффективно. Нужны кадры, которые будут качественно оценивать игроков и иметь представление о том, как собирать состав. А таких людей сейчас очень мало на СНГ-рынке, как мне кажется. Соответственно, в это все и упирается.

А по поводу ответственности: для меня очевидно, что игроки не могут полностью оценить картину со своей колокольни, и человек, обладающий компетенциями, — тренер, менеджер или скаут — всегда будет иметь преимущество, потому что менее предвзят. У всех игроков есть своя история взаимоотношений. Кто-то кому-то сказал не то в паблике — и это уже влияет на восприятие. Игроки очень часто смотрят на коллег под каким-то одним углом, и они часто не могут видеть вещей, которые тот или иной кандидат может привнести в команду. Из-за этого нет полной картины, понимания, как они должны взаимодействовать.

Условно, мышление большинства игроков такое: вижу парня, который хорошо жмет кнопки, — хочу с ним играть. То, что парень хорошо жмет кнопки, еще не значит, что они будут хорошо взаимодействовать в команде, потому что чаще всего людям нравится то, что они считают важным в игре. А потом получается, что функции у обоих совпадают, а самые сильные стороны накладываются друг на друга. Но игра весьма комплексная: ты не можешь взять всех людей, которые хорошо фармят и жмут кнопки, но при этом слабо понимают макропередвижения или не могут взаимодействовать в команде, например. Поэтому важен баланс. Мне кажется, что человек со стороны, который собирает состав, если он обладает компетенциями, разберется лучше, чем сами игроки.

— По поводу личных взаимоотношений между игроками: недавний инцидент в паблике между Gilgir и AWF сильно скажется на карьере первого?

— Насколько сильно это повлияет на его карьеру, мне сложно оценить. Конечно, это оставит какой-то отпечаток, особенно с учетом того, настолько эта ситуация освещалась в СМИ. У многих топовых игроков СНГ были подобные грешки в прошлом. Если взять, например, Team Spirit, то они подобных инфоповодов не давали. Да, были провокации от TORONTOTOKYO в сторону MATUMBAMAN, но это не было конфликтом с переходом на личности. Дело больше касалось игры и спортивного трештока, мол «Ты слабее, я тебя обыграю». А когда переходят на личный уровень, то, конечно, это уже лишнее.

— Как должна реагировать организация, за которую выступает игрок?

— Я думаю, что на месте организации было бы уместным вынести предупреждение, потому что, насколько я знаю, это первая его провинность. Возможно, наложить какой-то штраф. Честно, я не уверен в эффективности этих мер, но чего-то другого и рабочего я предложить не могу, да и примеров из практики нет. Очевидно, что организация должна принять меры, если она не хочет повторения таких ситуаций в будущем.

— Во многих командах, в которых ты играл, ты был капитаном. Как часто ответственность за формирование состава была на тебе?

— В разных командах были разные истории. Если брать, например, Planet Dog, которую потом подписали HellRaisers, то я туда приходил не на капитанский слот. Это был европейский стак, в который меня позвали играть на пятерке. Позже появились внутриигровые разногласия, после чего я стал капитаном. Если говорить о более поздних случаях, то, например, состав «Динамо Брест» я собирал полностью сам. Потом этот состав перешел в Pavaga. Были еще Double Dimension, где я тоже принимал участие в формировании. Последний состав Ghost Frogs, который будет сейчас играть во втором дивизионе Европы, я тоже собирал сам.

— Возвращаясь к мартовскому составу Ghost Frogs: расскажи, как распалась команда. Вы не прошли в первый дивизион, занимали 5-8 места на D2CL и других тир-2 турнирах. Это сильно било по морали?

— Я уже даже не помню, что мы играли D2CL (смеется). Тяжело сказать, что тогда происходило в команде, но тильта и жестких споров у нас не было вообще никогда. Иногда возникали разногласия с Boranija, который позже покинул состав, но это было связано с тренировочным процессом, а не с проигранными картами. У нас были проблемы с тренировочным процессом, и мы решили расстаться.

— После DPC вы еще играли квалификации на The International, где вы проиграли Hellbear Smashers. Тогда команда начала распадаться? Как это происходило?

— Как я помню, Crystallis на тот момент уже решил, что не будет играть в этом составе. А какого-то командного разговора на эту тему у нас не было. Мы просто проиграли турнир, через несколько дней Crystallis написал, что он уходит из команды. После этого я списался с MiLAN, узнал, какие планы дальше. Он сказал, что пока никакой информации. В итоге все ждали решафлов и придут ли к ним какие-то предложения. Насколько я понял, сильного желания продолжать играть вместе не было ни у кого. Этот процесс как-то сам прошел.

— Расскажи, как собирался новый состав Ghost Frogs.

— Первым делом я открывал лидерборды, просто смотрел людей высокого ранга, с которыми я пересекался и в которых видел потенциал. Этих людей я записывал в списки, таким образом у меня набралось по 2-4 кандидата на каждую позицию. Жанна (менеджер команды — прим. ред.) связывалась с ними, спрашивала, есть ли у них команда, а если нет, то интересно ли им попробовать поиграть с нами. Так мы и пришли к такому составу, который основывался на моей личной оценке игроков.

— Можешь немного с игроками познакомить? Как минимум у троих нет страниц на Liquipedia.

— Начнем с Ulnit — это молодой парень из Румынии, наша первая позиция. Он параллельно учится в университете, а еще он один из студентов ImmortalFaith — бывшего тренера Vikin.gg. По тому, что я видел — в нем есть потенциал, он хорошо общается с командой и, мне кажется, из него может вырасти сильный керри. В лидерборде у Ulnit сейчас 154 позиция.

Наш мидер — Mastermind, 170 ранг. Честно говоря, изначально его не было в моем списке, его предложила Жанна. Мы поиграли, мне все понравилось, и, в целом, он очень опытный игрок. Полезно иметь в команде второго опытного человека, который сможет взять на себя инициативу и повести за собой команду. Одного меня могло быть недостаточно. Mastermind играл со многими титулованными игроками, у него широкий пул героев и отличная коммуникация. В общем, мы на него рассчитываем.

На тройке у нас играет OwnedMe из Дании, 193 ранг. Как ни странно, его тоже изначально не было в моем списке, так как в лидерборде он был под другим ником, и я его не замечал. На эту позицию еще пробовался немецкий парень TheBloodySky, всех все устраивало, но за неделю до ростерлока он решил, что не может бросить команду, которую собирал. После этого мы быстро начали искать замену, и я снова обратился к лидерборду, где уже и нашел OwnedMe. С ним я хотел играть еще больше трех лет назад, когда мы искали замену 33, который уходил в Optic Gaming. Но тогда OwnedMe учился и ставил образование в приоритет, поэтому не мог нормально ездить по ЛАНам и на буткемп. Сейчас он закончил учебу и готов уделять все время «Доте». Мы сыграли несколько тренировочных игр, и он зашел как влитой. У нас отличное взаимодействие на карте, у всех все получалось, поэтому мы его быстро утвердили.

Четверка — это 20-летний финский игрок Nukkumatti, 217 ранг. Он был не приоритетным вариантом в списке, но подкупил своей коммуникацией и командно-ориентированным стилем игры. Очень заметен потенциал к росту, потому что особого опыта на профессиональной сцене у него нет, зато есть мотивация развиваться. Ну и я на пятерке.

— Хотел еще про Жанну узнать. Насколько я знаю, она менеджер PuckChump и, получается, работает сразу с несколькими командами. Расскажи о ее работе в вашем составе.

— Она работала с Ghost Frogs еще с первого мартовского состава. Основная работа у нее в PuckChamp, а мы были ее вторым стаком. Жанна искала нам скримы, решала организационные вопросы, коммуницировала с турнирными операторами. Когда стало понятно, что наш состав распадается, я написал ей и попросил помочь собрать новый. У Жанны довольно много связей, и было бы глупо не использовать ее опыт и возможности. Можно сказать, что она была моей правой рукой по сбору нового состава. Ну и сейчас она наш менеджер.

— Жанна работает с вами бесплатно? Грубо говоря, за опыт и портфолио. Ведь организации у вас пока нет.

— Никаких денежных отношений у нас нет. Скорее всего, она делает это для себя, чтобы набираться опыта. Да и в целом, наверное, этот процесс доставляет ей удовольствие, потому что она живет «Дотой».

— Как считаешь, новый состав взлетит выше предыдущего?

— У меня немного изменилась роль в команде: тогда я был просто пятеркой и думал только о том, как отыграть максимально качественно. Сейчас я капитан и дратер, на мне теперь больше ответственности: вся траектория развития команды, по сути. Сравнивать ощущения не совсем корректно и тем более рано говорить о перспективах, потому что в этом составе мы сыграли чуть больше 20 тренировочных матчей. Начало было хорошим и полгода назад, и сейчас. Мы неплохо играли, коммуникация была в порядке, результаты всех устраивали, но о потенциале можно говорить, когда ты видишь, как люди реагируют на проблемы. А с этим мы пока не сталкивались новым составом.

Моя задача — не оценивать, а думать, насколько хороши мы можем быть, и пытаться использовать весь мой опыт и знания, чтобы решать возможное кризисные ситуации и двигаться вперед. Я сосредоточен на этом в первую очередь, а если мы будем достаточно хороши, то результат придет.

— Сейчас растет спрос на СНГ-игроков в Европе, и ты один из тех, у кого есть интернациональный стак. После Power Rangers ты играл в основном с европейскими игроками до 2018 года. Потом вернулся в СНГ, сейчас ты снова на европейских серверах. Почему менял регионы и что тебе это дало?

— После Power Rangers в 2016 году я взял небольшую паузу, чтобы понять, хочу ли я дальше играть, есть ли у меня энергия и силы на это. Пауза длилась примерно 2-3 месяца, и за это время я понял, что уходить еще рано, что мне очень нравится соревноваться. Начал искать команду и получил предложение от европейского стака No Logic Gaming. Для меня это был новый опыт, мне понравилось, и я согласился играть в Европе. Я делился своим опытом, накопленным в СНГ-регионе, и перенимал что-то от них. Мне понравилось взаимодействие европейских игроков, их подход к игре и менталитет. Так я к этому и пришел: сам рабочий процесс мне нравится больше в европейских коллективах.

— После провала HellRaisers в 2017 году и распада состава ты вернулся в СНГ-команды. Почему так произошло?

— Причины были разные. В первый раз я вернулся, потому что хотел собрать что-то в рамках белорусского состава и у меня были предложения от Nemiga «Динамо Брест». Хотелось собрать команду самому, чтобы это можно было назвать своим проектом. Я согласился работать с «Динамо Брест», и они дали мне карт-бланш на сбор состава. Не скажу, что возвращение в СНГ было продуктивным, но у нас был неплохой период в Pavaga, куда перешли игроки «Динамо Брест», когда мы выиграли турнир LootBet на $50000. В финале мы с камбэка обыграли Alliance, уступая по картам 2-0.

После Pavaga я снова брал перерыв, и предложений было не особо много. Согласился попробовать с молодыми ребятами в Vega, но в то время у меня появились серьезные проблемы со здоровьем, которые теперь будут со мной всегда. Из-за этого мне пришлось снова брать перерыв и уходить из Vega, у которой был потенциал.

Чуть позже стал тренером Chaos, с которыми попал на The International 9. После турнира меня пригласили в Unique, где были уже белорусские ребята в составе: so bad и LastHero, с которыми я работал в «Динамо Брест». Поэтому хотелось построить что-то близкое именно белорусскому болельщику. Но опять же, не пошло, и все эти попытки остались связаны с гештальтом сильной белорусской команды. Получается, что со времен Power Rangers у нас так и не появилось мощного национального состава. У Nemiga были попытки, но они отказались от этой идеи и сейчас у них только два белоруса в составе.

— После такого ты уже потерял надежду собрать боеспособный белорусский состав? Куда проще не отталкиваться от национальной принадлежности.

— Не сказать, что я прямо потерял надежду, просто это сложно сделать из-за недостаточного количества белорусских игроков, готовых играть на должном уровне. А те, кто готов выступать, играют в командах, и никто не будет оттуда уходить ради туманного проекта, основанного на голом патриотизме. Это не рационально для игроков. А если растить собственных с нуля, процесс займет много времени, да и нужна поддержка организации, которая сможет их собрать, создать буткемп и какие-то активности, чтобы весь процесс ускорить. К тому же, во главе должны стоять очень компетентные люди: тренер, менеджер, СЕО. Они должны знать, как собирать состав, как его развивать и как выводить на новый уровень. Должно совпасть слишком много факторов, чтобы все это заработало. Талант игроков тоже может сыграть свою роль: если бы у нас нашлись 4-5 таких парней, то команда сформировалась бы сама, но пока такого не произошло.

— Как ты попал на слот тренера в Chaos?

— Мне написал MiLAN, предложил попробовать себя в роли тренера этого состава — я согласился. Для меня это был максимально полезный опыт. Там был достаточно титулованный состав: MATUMBAMAN — победитель The International, Misery — топ-2. Я многому научился и хочу верить, что привнес что-то свое в их коллектив, приложил руку к тому, что мы отобрались на The International.

Проблема тренерской работы в том, что во время игрового процесса ты не можешь никак на него повлиять, и это довольно тяжело, учитывая, что ты на протяжении всей карьеры участвовал в самой игре, ты мог корректировать игру, как-то коллить. А сейчас ты смотришь со стороны. Плюс довольно специфичная политика Valve в отношении тренеров, из-за которой его погружение в игру команды ограничивается. На турнире, во время группового этапа, я даже не мог слушать коммуникацию ребят. Все смотрят игру через Dota TV или на стриме — тоже самое и у тренера, никаких дополнительных возможностей, никакой информации по коммуникации и внутриигровым решениям команды у меня нет. Из-за этого было тяжело вносить корректировки. Несмотря на то, что на скримах мы играли явно не на топ-18, на турнире начали мы очень плохо. Сложно понять, в чем причина: не работают наши драфты, это из-за волнения или плохие коллы внутри игры? Непонятно. Получается, что ты внутри команды и одновременно вне ее. Но любой опыт — это все равно опыт, из него всегда можно вынести полезные для себя моменты.

— Что нужно поменять в правилах, чтобы тренеры приносили больше пользы?

— В первую очередь — разрешить слушать коммуникацию команды во время матчей. Во-вторых, было бы круто, если «Дота» возьмет от КС-сцены и большого спорта практику тайм-аутов и стратегических пауз, когда можно корректировать свою игру в зависимости от ситуации. Это сильно расширило бы возможности тренера и добавило рычагов воздействия на игру.

— Тебе 29 лет. На профессиональной сцене совсем немного топовых игроков твоего возраста. Как ты работаешь над тем, чтобы не растерять, или даже развить технические навыки и понимание игры?

— На мой взгляд, все зависит от подхода к тренировочному процессу. Если ты начинаешь меньше тренироваться, будешь замечать просадки по скиллу в игре. Есть вещи, на которые я делаю больший акцент, но они не столько связаны с возрастом, сколько с моим видением того, что нужно от меня и моей позиции на карте. В целом, я не зацикливаюсь на возрасте, и если у меня есть желание играть, то я буду продолжать. Возраст не дает объективной оценки способностей игрока. Пока я могу выполнять те задачи, которые от меня требуются, я буду их делать. Например, результат игр — это не то, что я могу контролировать. Я могу контролировать свой подход и усилия, прилагаемые к игре. Об этом я и думаю: как и где я могу применить свои навыки и знания.

— Можешь пояснить на примерах, какие моменты ты имеешь в виду, говоря про концентрацию?

— Подход к тренировке постоянно меняется. Я могу заметить какие-то фишки, которые делают топовые игроки, и стараюсь их как-то использовать. У меня уже есть сформировавшиеся игровые привычки, но если я вижу, что их можно чем-то улучшить, стараюсь внедрять такие вещи на тренировках и в пабликах. Это может быть вардинг, лейнинг, позиционка в драке, передвижения по карте. Последнее время я чаще всего обращаю внимание на стадию лейнинга.

— На кого ты ориентируешься, когда тренируешь все аспекты игры на пятерке? Например, вардинг Miposhka на The International часто называли гениальным.

— Не могу сказать, что у меня есть какие-то фавориты, — я стараюсь следить за всеми, потому что у каждого игрока есть сильные и слабые стороны. Моя задача — найти что-то от каждого и добавить в свою игру. По Miposhka могу сказать, что вардинг топовый, да, но в плане позиционки он был лучшим саппортом на The International. По лейнингу — зависит от героя, потому что разные игроки чувствуют себя лучше на разных героях, и от матчапа многое зависит. Чтобы прокачивать лайнинг, нужно расширять в целом понимание игры, а не изучать кого-то конкретного. Это одна из тонкостей пятой позиции — понимать всех героев на высоком уровне, потому что ты с ними постоянно взаимодействуешь. Твои ресурсы максимально ограничены, у тебя меньше всех денег и опыта. Чтобы выжать максимум из этого, нужно понимать, какие герои тебя окружают: насколько ты можешь помочь своим и помешать вражеским. Это постоянный процесс — изучение каждого героя. «Дота» постоянно меняется из-за патчей и новых сборок и позиций героев, которые придумывают игроки. За этим всем нужно следить.

— Можешь назвать менеджеров, у которых хватит компетенций собрать топовый состав? Кроме Korb3n.

— Я бы назвал Anahronix, у которого в этом много опыта. Он способен собрать что-то похожее на состав Team Spirit. Честно говоря, я мало с кем пересекался в последнее время, особенно из СНГ, и мне сложно оценить со стороны их методы работы и системы оценки игроков. Я думаю, что если бы такие люди были на поверхности, то мы бы уже услышали о них. Они бы собирали составы, играли квалификации, проходили во второй дивизион, но пока никто не выстреливал. Скорее всего, такие люди где-то есть, но нужно дождаться, пока они начнут себя проявлять. Могу еще отметить Ahilles, который сейчас тренирует Gambit-2, — он неплохо собирает составы, но он не менеджер, а полноценный тренер. У него есть представление о том, как должна работать команда, и своя экспертиза игрового процесса. Ну и я в будущем тоже соберу топовый состав, когда закончу играть (смеется). Вот на примере состава Ghost Frogs и проверим, это такая демо-версия.

— Что тебя сейчас мотивирует играть?

— Соревновательный процесс в «Доте» — это то, что не заменяется ничем в жизни. Я не знаю, с чем это сравнить, разве что со спортом высоких достижений, но мне уже поздновато заниматься этим профессионально (смеется). Киберспорт — сфера деятельности, которая позволяет мне проявлять себя и получать удовольствие от того, что я делаю, иметь какой-то потенциал для роста. Здесь нет предела совершенству, ты можешь заниматься этим каждый день. Это работа, которая доставляет тебе удовольствие. Нет какой-то альтернативы, которая могла бы меня так же заинтересовать.

— Что должно произойти, чтобы ты ушел на слот тренера или закончил карьеру?

— Если игровой соревновательный процесс перестанет приносить мне удовольствие и я пойму, что не могу больше соревноваться на высоком уровне, тогда я попробую себя тренером. Эти две вещи, которые я назвал, связаны друг с другом: обычно, когда ты понимаешь, что ты слабее и не тянешь, удовольствия это не приносит. Никто не любит постоянно проигрывать и видеть, что ты банально не способен соревноваться на этом уровне.

— Если произойдет такой упадок в игре — сможешь ли ты камбэкнуть на тренерском слоте без тильта?

— Сложно сказать. Может, меня вообще будет тошнить от игры, я не захочу заниматься «Дотой», уеду в монастырь и так далее. В целом, я не вижу противоречий в том, что ты не можешь играть на высоком уровне и быть хорошим тренером. Ну, а как оно будет — кто его знает?

— Если не киберспорт, то что?

— Для начала возьму хороший отпуск и уеду на пару месяцев на природу или на дачу, главное — вдали от цивилизации. В такие периоды наедине с собой можно обдумать свою жизнь, и к тебе приходят мысли о том, что тебе реально важно и чем ты хочешь заниматься дальше. По крайней мере, такие периоды у меня были. И, скорее всего, я бы так и поступил.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: vk.com