Boo1k: «God на пятерке — это моя идея, которую я вынашивал давно. Не сказать, что God был всеми руками за»

Тренер состава Россия, Russia, RU EXTREMUM Россия, Russia, RU Анатолий «Boo1k» Иванов прокомментировал в интервью переход Россия, Russia, RU Сергея «God» Брагина на пятую позицию, объяснил процесс формирования нового ростера, а также рассказал, почему он стал тренером EXTREMUM, и получал ли он предложения от других клубов.


— God на пятерке. Кто это придумал, в чем была идея, и как отреагировал игрок?

— В первую очередь, это была моя идея, которую я вынашивал давно. Мы с Сергеем старые друзья. На протяжении последних трех лет я говорил о том, что ему стоит задуматься о смене роли, т.к. это расширит его понимание Доты, расшевелит в целом. Когда я пришел в EXTREMUM, мы дошли до того момента, что я пропушил этот вопрос. Не сказать, что God был всеми руками за, но, мне кажется, сейчас он понимает, что это необходимая мера, и это действительно лучше для него.

Мое мнение таково: хороший игрок сыграет хорошо на любой позиции. И Серега, безусловно, хороший игрок. Просто в текущих реалиях довольно мало пятерок. Мне всегда представлялось, что он на пятерке сможет полноценно раскрыться, передать свой многолетний опыт. В свое время он высоко котировался среди всех про-команд, и, безусловно, ему есть, что сказать более молодому поколению. Просто нужно это все раскрыть и реализовать. Вот мы с ним и договорились: раз уж я в команде, то когда, как не сейчас, воплотить эту идею в жизнь?

— Капитанит тоже он или кто-то другой?

— Пока сложно сказать, мы ставим перед собой немного другие задачи. В будущем, я уверен, он станет капитаном. Сейчас это только перспектива.

— Как вообще происходил процесс подбора игроков?

— Процесс происходил довольно-таки в тяжелых условиях, но, в целом, как обычно. Я выделил для себя пул игроков, не самых ярких, и начал просматривать их реплеи. Понятно, что условного Gpk хотят все, да и мы были бы не против с ним играть, но он и игроки подобные ему отказывались довольно быстро. Построить команды именно с ними варианты отпадали. Я начал рассматривать более-менее реальные варианты и просто выбирал из тех, кто мне нравится, общался с ними, знакомился и, если мне нравилось общение, то я уже собирал ребят и обсуждал с ними кандидатуру. И в конце получился такой довольно сознательный выбор, не случайный. С точки зрения перспективы, мы собирали команду, которая хочет работать. Нам было интересно, получится ли подобное создать вообще в СНГ.

— В какой момент ты понял, что хочешь быть именно тренером? Что повлияло на это решение?

— Я не знаю, если честно. Как-то само вышло. С детства играю в компьютерные игры. Когда Dota 2 появилась, я еще играл на картах пятой версии. Развиваться в этом направлении я начал примерно с 2014 года. А через некоторое время понял, что не хочу становиться про-игроком, потому что мне это никогда не было интересно. Но, при этом, у меня были накоплены знания, которые многие игроки высокого уровня, на тот момент, считали полезными. Я понял, что  глупо не попробовать их реализовать. Глупо просто проигнорировать тот факт, что я вложил в эту игру очень много времени.

Я очень люблю киберспорт. Еще своим родителям, которые отнимали у меня шнур от компьютера, я говорил: «Когда-нибудь компьютерные игры будут собирать стадионы». И это случилось. Более того, прикольно, когда ты впервые попадаешь на стадион, видишь, все это наяву и влюбляешься. Желание профессионально связать с игрой свою жизнь у меня, наверное, с 2014 года нарастало.

— Твоя первая профессиональная команда – это Flipsid3 Tactics?

— Да, но это первая и последняя. Даже там я не преследовал цели сорвать звезд с небес. У нас просто была команда из совсем-совсем молодых ребят. Мы играли, потому что было интересно попробовать свои силы. Я был на пятерке в роли капитана и никогда не отличался очень сильной игрой. Мне кажется, мои плюсы были в другом. Не в индивидуальном исполнении, а в том, что я мог удержать вместе весь тот детсад, которым была наша команда.

— А миксы, стаки, менее серьезные команды? Совсем ничего не было?

— Нет, не было. Сначала была команда из Pro-серии, она же потом превратилась в FlipSid3.

— Карьеру игрока ты официально не завершал, но как лично ты ее воспринимаешь?

— Да у меня и не было никогда карьеры игрока. Если ты не начинал, то и завершать нечего. Думаю, это очень устаревшее понятие, что тренер должен быть обязательно профессиональным игроком. Это не так. 

Это все равно что полагать, что навыкам директора или менеджера учат где-то в институте. Никого этому не учат. Просто ты должен сам подходить этой профессии. 

Это большой объем работы над собой. А то, что ты был про-игроком, наверное, последний критерий, который поможет тебе тренировать команду.

— Вернемся снова к тренерству. Тренеры бывают разные: кто-то концентрируются на драфтах (ArsZeeqq), кто-то больше о психологии (Kipspul), кто-то больше о дружеском отношении с командой (Сonman), кто-то в позиции наставника (Ceb). Ты себя к какому-то типу тренеров можешь отнести или у тебя свой подход?

— Я именно игровой тренер. Часто залезаю в игровые аспекты, если вижу, что можно улучшить. Но у меня есть определенная база знаний с точки зрения психологии: как настроить человека, что сказать перед игрой, что после. Разделение по каким-то критериям очень размыто. У нас нет никакой школы киберспорта, нет тренеров, которые выходят именно из этой конкретной школы. Мы все самоучки. Просто каждый занимается тем, в чем он наиболее хорош. Кто-то хорош в поддержании морали команды, он и будет этим заниматься, кто-то хорош в игре, и он будет давать советы по игре. 

Я всегда пытался быть и тем, и другим, и третьим. Мне кажется, со временем мы берем на себя все больше и больше возможностей. При необходимости выступаем в роли наставника, а когда надо — в роли игрового тренера. Для человека, долго работающего тренером, это лишь вопрос времени.

— Твой путь тренера – это 5 составов и 3 организации. Как менялся твой подход к этой роли?

— Очень сильно. Изначально я вообще не являлся тренером. Я был статистом и аналитиком Virtus.pro. До этого, внештатно, в Империи, и, когда после Ti5 меня взяли в Virtus.pro, я просто собирал информацию о вражеских командах. Вардинг, смоки, какие-то действия соперника по карте. Со временем Dota 2 начала расти, понимание игроков тоже. Игроки уже сами смотрели много реплеев и необходимость в статистике... Она не то чтобы отпала, но необходимость в статистах не очень высокая. 

Я спустя полгода в VP начал ощущать, что в скором времени я перестану получать удовольствие, перестану приносить пользу команде. Эти вещи взаимосвязаны. Когда чувствуешь, что приносишь мало пользы, ты перестаешь получать удовольствие от того, чем ты занимаешься. В первую очередь мало пользы ты начинаешь приносить потому, что игроки тоже развиваются, и тебе уже не надо им разжевывать какие-то паттерны на соперника, или куда враг ставит варды, или как он жмет смоки. Хороший игрок сам это видит и знает, а ходить за ним и постоянно напоминать — такая себе работа. 

Я решил для себя, что не хочу быть статистом, а хочу развиваться дальше. И вот когда распускали состав VP, когда собирали после новый состав после TI6, им нужен был аналитик. Но я уже не хотел этим заниматься. Я хотел тренировать, и чуть позже попал в Vega Squadron. Конечно, чем больше времени проходит, чем больше я этим занимаюсь, тем больше у меня знаний, что нужно сделать здесь и сейчас, и тем лучше я доношу информацию до людей. Это естественный процесс: я развиваюсь в этом направлении также, как и игроки развиваются, играя в Dota 2. 

До Vega был еще микс F.R.I.E.N.D.S. Я его тоже тренировал, но вот с Vega, если так говорить, я уже стремился развиваться как тренер. Понятно, что если сравнивать мои скиллы тренера на тот момент и сейчас, то это вообще небо и земля, но мне нравится эта работа. С каждым годом, с каждым сезоном, с каждыми тремя месяцами я чувствую, что развиваюсь. Классные ощущения.

— Почему команды из пяти абстрактно хороших или даже лучших игроков вообще нуждаются в тренере? 

— Каждому свое: кому-то нужен взгляд со стороны, для того чтобы сгладить углы, урегулировать споры. Это очень полезное мнение. Даже я, если будет какая-то альтернативная точка зрения, с удовольствием выслушаю. Потому что это информация, с которой ты можешь взаимодействовать, и не важно, правильная она или нет. Ты просто можешь задуматься над чем-то и уже сам развивать эту мысль. 

Я уверен, что скоро это будет абсолютно стабильной практикой — в любой команде иметь тренера. Уже сейчас к этому идет. Когда я был статистом в VP, я вообще был чем-то вроде уникальной зверушки: никто не знал, чем она занимается. Я был единственным, чуть ли не в мире, среди команд, которые могли привести какого-то дополнительного человека, помимо менеджера, на турнир, который как-то влиял на игру. 

Это было очень большой редкостью, а сейчас это стандарт. 

— После Flipsid3, перед началом карьеры тренера, ты надолго пропал с радаров. Чем ты занимался в этот период в этот период?

— Пропал... Да я вообще очень много раз уходил. Я ведь не все 15 с лишним лет находился в Доте и следил за ней, я много раз уходил на полгода-год, но Dota возвращала. А так, была жизнь: я ходил в университет, учился, влюблялся. Просто жил.

— А на самоизоляции время как проводишь?

— Дота. Смотрю Доту, пусть и в онлайне. Я отношусь к ней как к хорошей привычке. Мне это нравится, я получаю от этого удовольствие. Я бы не сказал, что я изолируюсь, я не сижу взаперти, в 4 стенах. Я также выхожу на улицу, живу своей обычной размеренной жизнью, иногда бегаю, иногда просто гуляю, все как всегда. Единственное, хочется, чтобы ланы были. Хочется побороться за возможность добраться до лана, потому что в целом карантин трудно сказывается на мотивации игроков.

— Образование какое успел получить?

— Высшее.

— А специальность какая? Если не секрет.

— Медицинское у меня.

— Ого, неожиданно. До Доты у тебя были какие-то планы на дальнейшую жизнь?

— Когда-то я хотел стать хирургом, но все это ушло на второй план. Четкого плана у меня никогда в жизни не было. Я не из тех, кто пытается держать под контролем всю свою жизнь. Долгое время я жил и не знал, что будет завтра, и до сих пор считаю это абсолютно нормальным. По крайней мере, это было весело. Я ничего не планировал и в любой момент мог принять какое-то импульсивное решение. 

Мне ничего не стоило, например, взять и уехать в другой город. Просто так, потому что захотел. 

Планировал ли я когда-то стать тренером? Нет. Это получилось само собой. 

Планировал ли я как-то свою жизнь, семью, детей к какому-то определенному моменту? Тоже нет. 

Такая философская тема: на нее можно очень много рассуждать, но, если в общем, то, если возвращаться на 6 лет назад, то я не знал, как сложится жизнь. Я и до сих пор, если честно, не могу сказать, потому что все-таки киберспорт – это не очень стабильно. Довольно сложно, например, спланировать, что я буду заниматься этим всю жизнь, так же, как и игрок, он вряд ли скажет, когда закончит карьеру. Мы все ходим по этому тонкому льду.

— И ты никогда не знаешь, когда он треснет?

— Да.

— До того, как тебя взяли тренером, ты опять довольно надолго пропадал. Почему в Gambit выбрали именно твою кандидатуру?

— Ну а куда я пропадал? Был вот в Vega Squadron. Потом попал в Gambit, старый состав, самый первый. Сезон-2017/18 я отыграл тренером того состава, потом пропал летом, когда нас распустили. В сентябре Daxak и AfterLife позвали меня в новую команду которая называлась ferzee. У них был до этого тренер ArsZeeqq, и его позвали в VP. Так случайно вышло, что я попал в ferzee, а их потом подписали Gambit и, соответственно, я опять стал тренером Gambit. Пропадал на лето, потому что мы проиграли квалы на Инт. Целый год я вообще не показывал никаких результатов: в составе с Gambit мы не отобрались ни на один лан. 

Для многих я не котировался как тренер, и предложений у меня было немного. Был вынужден даже думать о том, чтобы работать, не связывая свою жизнь с тренерством. Так совпали звезды, что я попал в Gambit еще раз и в этот момент пообещал себе, что буду работать столько, сколько смогу, для того, чтобы добиться результата. А если результата или какого-то прогресса не будет, то я просто завяжу с тренерской карьерой. 

Когда у нас только подписали Gambit, я сутками сидел за Дотой и искал малейшую возможность для того, чтобы вырасти как аналитик, как тренер, как человек, как личность, чтобы улучшить свою команду, чтобы у нас был результат. 

Для меня это было невероятно важным. Многие почему-то считают, что игроки или люди, которые непосредственно связаны с результатом, никак не переживают. Могу уверить каждого, что мы вкладываем в это намного больше, чем зритель, который просто смотрит игру.

Хоть вклад зрителя тоже огромный, но любой результат очень влияет на нашу жизнь потому что мы с Dota 2 связываем свою работу. Очень трудно порой переносить неудачи. Мне обидно видеть хейт не в свой адрес, а в адрес людей, которых я знаю, уважаю и видел, сколько они вкладывают для достижения результата. Эти люди не заслуживают подобного отношения. 

Чтобы лишний раз не расстраиваться вообще перестал читать что-либо. Отсутствие результатов порой сильно выбивает из колеи и, конечно же, я тоже на тот момент переживал и старался сделать то, что зависит от меня. 

Если спросят: «Какой период в Dota в моей жизни самый важный?», то я бы назвал довольно спонтанное попадание в Ferzee и весь сезон в Gambit.

— Поможем Liquipedia заполнить недостающие данные. Ты помнишь, когда ты впервые пришел в Gambit? 

— По-моему, это было 4 сентября 2017 года.

— Возвращаясь к EXTREMUM, если зайти на командный сайт, у каждого игрока есть какое-то число напротив никнейма, у тебя после стоит #10. Это что-то означает, или там просто рандомные числа?

— Я не могу ответить на этот вопрос точно. Насколько мне известно, это просто политика самой организации, что они закрепляют какое-то число за каким-то человеком. #10 – это цифра, которая была у ArtStyle и, возможно, они приняли решение закреплять #10 за тренерами. Это как в футболе игрокам дают числа, также и здесь.

— Ты переходишь в EXTREMUM где-то 20 апреля. Через какое-то время весь состав уходит в запас. Тебя изначально позвали, чтобы собрать состав с нуля, или это было уже твое решение?

— Нет, меня не звали собирать команду с нуля. Артстайла на тот момент уже не было, и организации нужен был тренер. Их политика полностью соответствовала тому, чего я хочу от организации, мы договорились, что будем сотрудничать, и мне дали полный карт-бланш с максимально возможным кредитом доверия. 

Я поработал и понял, что в составе уже есть какая-то сложившаяся история. Они играли полсезона вместе, не показали результата, и у них уже была небольшая предвзятость. Люди в этом составе уже не были готовы работать на максимум. Я принимал решение не с точки зрения скилла отдельных игроков или отсутствия результатов, а с точки зрения того, что ребята не были готовы работать вместе. 

Мы обсудили это с организацией и решили собирать состав с нуля.

— А до EXTREMUM у тебя были какие-то офферы?

— Были. Несколько даже. Но я выбрал EXTREMUM. Не сказать, что это лучшее предложение, но EXTREMUM я выбрал душой. Мне было интересно поработать в условиях, которые предоставляла организация, а также с тем уровнем доверия, который они пообещали.

— Играть или тренировать, что субъективно сложнее? С твоей точки зрения.

— Сложно хорошо играть и хорошо тренировать. Если халявить, то, скорее всего, в тренерском слоте попроще. Это работа за кулисами, и, если ты не работаешь, то это просто сложнее заметить для зрителя и для людей, которые контролируют организацию. С этой точки зрения проще быть тренером, но я это не приветствую и сам сознательно никогда подобным не занимался.

— Что лучше: прийти в готовую команду с готовым составом или собрать свою? Или везде свои плюсы и минусы?

— Ты сам ответил на свой вопрос. Везде свои плюсы и минусы. Лучше вообще прийти в команду, у которой есть какой-то результат, которая играет вместе давно, и которая знает, чего хочет от тренера. Если кому-то предложить выбор перейти в Team Secret или же собрать свою команду, то конечно же человек пойдет в Secret. А так, очень сложно сказать, что лучше, какие критерии вот этого «лучше»? Я делал и то, и другое и не могу сказать, что что-то из этого значительно лучше.

— Бывает, что тренер и капитан индивидуально сами по себе хороши, но поэтому у них разные подходы. Вот с твоей стороны, с каким капитаном твой стиль лучше всего сочетался? Из тех, с кем ты уже работал.

— Когда мы познакомились с Лехой, меня восхищали его взгляды на игру. Так что, если брать конкретный период, то больше всего мои взгляды сочетались с Solo. Мы оба хотели играть в доту без границ. Задавать свою мету героев. Мы хотели создать такую команду, в которой может появиться Undying на первой позиции или Slark-пятерка. Я до сих пор убежден, что при желании и терпении — это невероятно сильная дота, но она требует много времени, как на командном уровне, так и на индивидуальном. Подобные стратегии нужно уметь реализовывать без ошибок и понимать своих героев. После пары неудач мы поменяли свой подход и начали отталкиваться от возможностей игроков в команде. Это была вынужденная мера.

Я работал с двумя капитанами — Fng и Solo. С Артемом у нас тоже было много светлых моментов, и мы порой очень хорошо ладили и быстро находили общий язык, но он никогда не касался командной игры глобально. Я думаю, если вы попадаете в одну команду с fng, то сразу заметите, что это очень хороший игрок, который ставит перед собой задачи и превосходно с ними справляется. Я думаю, что он никогда не позиционировал себя, как капитан. Мне кажется, отличие хорошего игрока-капитана от просто очень хорошего игрока в том, что хороший игрок решает только те задачи, которые ставит перед собой или кто-то их ставит перед ним, а капитан стремится решить проблему любого игрока. Вот Леха именно такой. Если у вас проблема и вы в одной команде с Solo, будьте уверены — он постарается помочь вам ее решить.

— В последний раз вернемся к Gambit. У тебя с Daxak и AfterLife есть общая черта — вы все ушли из Gambit и вернулись чуть позже через ferzee. Почему организации повторно подписывают игроков, с которыми уже когда-то расставались?

— Организации не подписывают игроков, они подписывают команду. Gambit подписали команду, которая отобралась на мейджор, они бы также подписали ее, если бы там были другие игроки. Я не думаю, что в организациях кто-то смотрит на ники или личности, потому что для них это все маловажно. У организации есть свои интересы, и она просто действует исходя из них. Я не помню на практике подобных случаев, когда говорили: «Вы показывайте результат, но в вашей команде есть такой-то игрок, и мы не будем вас подписывать потому что он там есть». Хотя, я не исключаю, что это возможно. Но, с точки зрения бизнеса, Gambit тогда подписывали команду целую, и им было неважно был тренером я или ArsZeeqq, был ли в составе Daxak или кто-то другой. Все это не имело значения, потому что уже был какой-то результат. Gambit подписали готовый стак, который отобрался на лан.

— До того, как ты перестал читать комментарии и отзывы о себе, как ты справлялся с критикой в свой адрес? Как воспринимал?

— Всегда адекватно воспринимал. Смотря какая критика. Просто есть четко ощутимая разница между ненавистью и критикой.

— Где заканчивается критика и начинается хейт?

— Критика всегда конкретна и направлена на то, чтобы улучшить в будущем тебя, команду или результат. Хейт уже направлен на то, чтобы вызвать у тебя какие-то эмоции. Скорее всего, негативные. На конструктивную критику я всегда старался отвечать, и мне было интересно почитать, даже если писал человек с невысоким уровнем понимания игры. Я к этому относился совершенно нормально. 

Но когда люди просто проиграли ставку и хотят выместить на тебе свою злобу, это чувствуется, потому что люди совершенно по-другому себя ведут, совершенно иные вещи тебе пишут. Мне желали смерти, и в этом нет ничего уникального. Думаю, любому в нашей сфере в какой-то момент желали смерти. На самом деле, я хорошо знаю эти ощущения: гнев, обиду, разочарование. Я сам когда-то занимался ставками в довольно крупных объемах (и никому не советую). В какие-то моменты я ощущал на себе эти эмоции, но, чтобы прямо кому-то писать, выражать свою злобу... До такого я не доходил. 

Опять же я затрагиваю эту тему, может, кто-то занимался профессиональным спортом? Представьте, игра – это неотъемлемая часть жизни, которой ты посвящаешь большую часть своего времени. Как люди ходят на работу, в школу или в университет, так и мы сидим и играем в Доту. Разбираем реплеи, стремимся развиваться в этом направлении. Победы и поражения для нас значимы, и мы на это реагируем не менее ярко, чем зритель, потому что тоже являемся участниками. 

Когда я ходил по стадиону на EPICENTER, не в VIP-зонах, а просто среди зрителей, я общался с ними, отвечал на все вопросы, мне было интересно самому увидеть фанатов, зрителей своими глазами, пообщаться с ними вживую и поблагодарить их. Я ходил по залам, и ко мне подходили люди. Они разговаривали со мной, а мне было интересно, будет ли кто-то в жизни высказывать хейт. Я очень был доволен, что не было ни одного человека, который подошел с каким-то злым умыслом. Все старались поддержать, а критика была конструктивной. 

Когда ты расстроен и тебя еще пытаются добить сверху, то это вызывает негативную реакцию и, к сожалению, в интернете много людей, которые позволяют себе подобное, видимо, не осознавая, что такое киберспорт, и как много мы вкладываем в него. Есть зрители, которые создают киберспорт вместе с нами, они покупают билеты на турниры, смотрят стримы. Это больше, чем зрители. Они любят индустрию и уважают людей, которые трудятся в ней. Хотят быть ближе к своим кумирам, поддержать человека или команду за старания и увидеть благодарность в ответ. Есть другие зрители, которые не замечают всего этого или не хотят быть частью подобного, поэтому стремятся разрушить все то, что мы создаем с первой категорией зрителей.

— Так, с хейтом разобрались. А кто или что тебя больше всего поддерживает в твоей жизни, в твоих стремлениях?

— Когда-то давно я пришел к одному выводу: если ты не можешь найти мотивацию в себе, то ты не найдешь ее в других людях. В первую очередь, должна быть искра внутри тебя самого, и тогда подпитывать будет даже любая мелочь.

Может, я просто такой человек, но, когда пребываю в довольно тяжелом эмоциональном состоянии, то меня очень сложно кому-то вытащить. Но если я заряжен, если я чувствую эту неведомую энергию, мотивацию, то я буду ощущать поддержку во всем: в друзьях, в девушке, в родных.

— Как ты воспринял то, что вся твоя работа как тренера была сведена к шутке про открытое окно?

— Да нормально. Эта шутка от UmN1k пошла, а он просто делал свою работу: он контентмейкер — делает какие-то шутки или подмечает какие-то забавные, курьезные моменты. Я совершенно спокойно к этому отношусь. То, что люди это подхватили... Ну подхватили и ладно. Пройдет время, и шутить перестанут, все же от меня зависит. Просто очень удачно сложилось: у нас не было результата, мы заняли последнее место и, конечно, эта шутка — абсолютно заслуженная претензия в моей адрес. Я же был тренером. И со стороны могло показаться, что драфты были ужасными, или что я ничего не делал, только окно проветривал. И, соответственно, эта шутка для многих актуальна, понимаю этих людей. Мое дело — просто показать результат, вложить  в этот результат свои силы и тогда, скорее всего, перестанут шутить, когда увидят мой вклад.

— Когда-то все мечтали стать про-игроками, стать топ-1 мира. Потом индустрия расширялась, доступных путей стало больше. Что можешь посоветовать человеку, который хочет стать тренером в доте?

— Я бы советовал этого не делать :) Тут как обычно, если ты хочешь кем-то стать, то одного желания недостаточно. Ты должен развиваться в этом направлении чем больше, тем лучше. Просто цепляться за любую возможность улучшить себя, свое понимание игры, улучшить лидерские качества, качества того же наставника, психолога, друга, игрового тренера. За этим всем стоит очень много времени, которое нужно тратить. Я бы посоветовал человеку стать стримером или аналитиком, это, на мой взгляд, проще.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: cyber.sports.ru