LighTofHeaveN: «Сейчас понимание Доты самое высокое у тех людей, которые были в топе в 2009-2010 году»

Аналитик и кастер студии RuHub Россия, Russia, RU Дмитрий «LighTofHeaveN» Куприянов сравнил в интервью уровень игры нынешних команд с уровнем игры коллективов времен The International 2011, объяснил, почему он не празднует годовщину своей победы на чемпионате, а также рассказал, на что он потратил призовые с турнира.


— Даже не знаю, стоит ли поздравлять с тем, что завтра – 10 лет с момента проведения TI1.

— Да нет, не особо. Зачем?

— Это не какое-то знаменательное событие?

— Просто еще один турнир и все. Просто за него давали чуть больше, чем за другие.

— Я понимаю твою позицию. Но ты же не можешь отрицать то, что это турнир, который всегда будут помнить?

— Это само собой. Просто если брать что-то, что можно праздновать, то я бы с удовольствием праздновал гранд-финал второго Инта. Потому, что добраться до гранд-финала второго Инта была в несколько раз сложнее, чем выиграть первый Инт. Так что через годик будем праздновать.

— Все-таки интервью посвящено годовщине первого TI1. Если я не ошибаюсь, ты пришел одним из самых последних в состав NAVI.

— Да. Изначально ходили слухи, что там рассматривали совершенно других людей, но они отказались. И потом начали рассматривать меня и Puppey. Мы были уже второй волной.

— Анонс The International уже состоялся к тому времени?

— Нет. Когда нас приглашали в Natus Vincere, параллельно была другая организация – Moscow Five. Ее владельцем был Дима Смелый. Миллионер, он создавал отличные условия для игроков. На фоне M5 Natus Vincere была в разы слабее, плюс это была организация из Украины. Многие и не очень-то хотели ехать в Украину, когда все было в Москве. Московских игроков было довольно много.

Когда мне поступило предложение, у меня был вариант остаться в Moscow Five, где была хорошая зарплата, но у меня даже контракта не было. И с главой я даже не общался на эту тему. А при попадании в Natus Vincere ZeroGravity лично ко мне обратился, мы с ним пообщались, и я решил, что с зарплатой в 200 долларов я буду с удовольствием играть в том коллективе, потому что там были ребятки сильные, мотивированные и с ними было просто весело.

— Как ты и команда встретили новость о том, что будет такой турнир, как The International?

— Все порофлили, все поугарали. Ванек (ArtStyle – прим.ред) шутил больше часа, мы больше часа смеялись. Поугарали над Dendi — он нам дал эту информацию, потому, что он общался с Icefrog на тот момент больше нас. И мы просто посмеялись, сказали: «Даня, у нас там тоже пару турниров будет. Там побольше дают. Может, там поиграем?» В общем, Ванек там реально рофлил, а мы угарали. Мы, естественно, в это не верили от слова совсем. Никто не верил. Вообще никто.

— Когда ты понял, что это действительно произойдет?

— Никто не верил в то, что будут выплаты на сто процентов. Все относились скептически. До подобного турнира было очень много мероприятий, где тоже обещали огромные призовые, выплаты и все остальное. Естественно, где-то половина турниров не выполнили своих обязательств. Поэтому Valve, естественно, сделали на это упор тоже. Как только они сделали первые переводы, многие команды это подтвердили. По-моему, ни один человек не верил в то, что будет выплата после победы.

— Расскажи, как вы готовились к турниру.

— У нас изначально был буткемп, но играли на нем мы в первую Доту. Потом нам пришла бета Dota 2, мы ее запустили, поржали, и сказали, что в это говно мы играть не будем. Половина просто ушли спать, половина пошли играть в другие игры. Я пошел играть в Лигу Легенд. В общем, игра была полным отстоем.

У нас еще были турниры по первой Доте, она нам нравилась больше, потому что она была как-то продуманнее. На тот момент DotA была как сейчас Герои 3. Если сравнивать Dota 2 того времени, то это Герои 4, может быть, 6, 7, 8 – такого уровня. Просто не хотелось играть в отстойную игру.

— Потом вы поехали в Кельн. Это была выставка GamesCom.

— Сначала мы поехали на турнир по первой Доте, мы его выиграли. Там было без шансов для многих команд. И после этого мы все-таки решили: “Ну, давайте поиграем в Dota 2”.  Она там, вроде как, с каждым днем улучшалась, каждый день выходили обновления. Спустя где-то две недели мы даже начали в нее поигрывать. За все время я сыграл не больше десяти игр.

— Это правда, что при подготовке вы делали упор на героев, у которых не было анимаций?

— Нет. Я играл просто на саппортах, а их там было очень мало. Там физически нельзя было делать упор на кого-то, потому, что героев было очень мало (смеется).

— Один из главных хайлайтов TI1 – наверное, тот разворот от Dendi на Enigma. Это правда, что Dendi не тренировал Enigma вообще?

— Он не тренировал Enigma. Он не играл на ней ни одной игры вообще. Я скажу больше: когда EHOME нас развалили в первом матче без шансов, во второй игре мы с Ваньком пришли к выводу, что нужно что-то менять. И я предложил ему вариант, при котором мы почти всегда побеждали.

Если кто-то помнит первую Доту, то почти во всех турнирах я регулярно ходил на Beastmaster в мид. Я был плеймейкером, который создает «движуху» на карте, а в этот момент коры с легкой и сложной линии выкачиваются, и в один момент мы разваливаем. Учитывая то, что у Dendi на Beastmaster было мало опыта, инициативу взял на себя я, чтобы я стал мид.

А Dendi мы спросили: «Ты играл на Enigma?», он сказал: «Нет», но мы решили, что он по ходу игры сообразит. Ванек освободил легкую для XBOCT, потому, что он всегда умел бить крипов. Ванек пошел играть на саппорте. В конечном итоге, у нас сменилось четыре позиции во второй решающей игре после крупного развала от EHOME. И мы полностью сменили тактику. Было ясно, что нельзя давить.

Я понял, что мы их вообще никак не продавим, следовательно, оптимальнее всего – заставить их идти на наш хайграунд. Beastmaster был во всей этой истории ключевым героем, потому, что он имел fly vision. В принципе, как и сейчас в Доте он очень силен. И за счет флай вижена мы просто чекали все подходы, все ганги, спокойно уходили от любых неприятных драк, и просто шли в лейт с Tidehunter, Spectre и Enigma – два мощнейших кулдауна и один из сильнейших коров на тот момент.

— Большинство матчей на TI1 проходили в формате best-of-1. Сейчас об этом даже подумать сложно.

— Да. Так было, потому, что турнир проходил в два или три дня. И за это время успеть провести все матчи, когда там была только одна линейка, было практически невозможно.

— Игроки никак не возмущались по этому поводу?

— Те, кому не нравилось, всегда могли уехать домой, вот и все. Когда игроки чем-то возмущаются, им нужно всегда ставить себя на место организатора. Организатор сделал огромнейший призовой, устроил праздник Доты, всех привез, всем оплатил отель и так далее. И нужно быть самой последней сволочью, чтобы возмущаться здесь чем-то. Физически провести этот турнир по-другому было просто невозможно. Это была выставка, и там даже не было свободного места, где можно было бы еще поставить пару стендов и устроить пару линеек.

— Еще одной особенностью первого TI было то, что противники сидели друг напротив друга…

— Это было лучшее время. Это было время клубов. Это были, наверное, самые эмоциональные, самые крутые игры. Очень много эмоций ты получаешь и от своих ребят, и от противника, когда вы сидите напротив.

Особенно запомнился в этом плане WDC, где мы сидели друга и стараетесь эмоционально воздействовать на оппонента. После того, как zhou станцевал перед Ваньком на столе и показал ему много неприличных моментов, Ванек, естественно, тоже ему отвечал. После этого матча организаторы решили напрочь заклеить зеркала, потому, что там было много чего неприличного.

— Ты как-то взаимодействовал с противником?

— Нет, я был самым спокойным. Я почти не кричал «Тагил», в отличие от всей команды. Пару раз, может быть, поддержал пацанов, но я экономил силы. Я считал, что этим всем заниматься бессмысленно, потому, что сильный оппонент, естественно, не будет реагировать на любого рода эмоции со стороны противника.

— Перед турниром у вас были какие-то ожидания от противников? Тогда опасались только EHOME?

— Invictus Gaming были супер опасными ребятами. Просто вдумайтесь в эти имена: Ferrari_430, zhu, xiao8, SanSheng, DC. Они тогда уже были топ-1 Китая. Если кто не помнит, до того, как я вступил в ряды Natus Vincere, я играл на китайском LAN’е с Dread, NS, beast и Santa. Так вот там Ferrari_430 просто переехал всех, в том числе и меня и всех китайских топов. Он был топовейшим китайским мидером уже на тот момент.

То же самое касалось и Директора (xiao8 – прим.ред), который показывал дикие результаты в LGD. Это была одна из самых опасных команд для нас. Я бы сказал, что у нас с ними был один из самых напряженных матчей вообще. Игра шла 48 минут. С ними была реально борьба. До последних файтов было неясно, кто кого.

— Единственное bo3 на турнире у вас было против Scythe, с тем самым hyhy.

— Iceiceice, я бы сказал. Hyhy – хороший мальчик, по True Sight было видно. Но главной звездой и сильнейшим игроком в этой команде всегда был iceiceice. Это был малазийский стак, который всегда был крепким середнячком. Они солидно потрепали нам нервы.

— В первой игре же был развал полнейший.

— Да, в первой игре был развал. Потому, что парни набрали минус арморов (Vengeful Spirit, Slardar, Weaver и Tidehunter). Соответственно, против раскаста с Night Stalker… Мы просто бежим на 15-20 минуте, и эти минус арморы не успевают раскачаться. Они всегда любили играть в лейт, они обожали брать такие пики, что они начинают рулить после 40-50 минуты (особенность их региона). Зная эту слабость, мы просто шли и душили их с 10-15 минуты по кд. Во второй игре они сымпровизировали, убрали минус арморы, взяли Nature’s Prophet, Puck, Sven, Lina. Это уже как-то напоминало раскаст. Была крепкая борьба.

— Единственная карта, которую вы проиграли – первая карта против EHOME в гранд-финале.  syndereN тогда сказал, что «все, для NAVI это конечная».

— syndereN много что говорил. Я против него играл очень много раз. Единственные моменты, когда он меня победил – это было в стаке mTw. Ну, и потом, когда я уже заканчивал карьеру, может быть, он тогда еще хорошо выступал. А так, на моем опыте, syndereN много чего любит говорить, но… И меня лично он хоронил, кажется, уже не один десяток раз. Но мы просто сымпровизировали.

Если бы мы продолжили играть в «свою Доту», как это многие любят у нас говорить, то мы бы, скорее всего, и две следующие игры проиграли. Мы бы проиграли вообще в пух и прах. Но на тот момент мы перестроились. Как мы перестраивались и на первом Инте, и на втором, и в принципе всю жизнь как мы перестраивались. Мы просто адаптировались под ситуацию, конкретно там пик с Beastmaster был шикарен. После этого было понятно, что это вообще ключевой герой. От флай вижена все отталкивается. Поэтому в третьей игре мы его вообще чуть ли не сразу взяли.

— Вот вы побеждаете. Ты первым побежал в трон, если не ошибаюсь.

— Да, если брать скорость принятия адекватных решений, я на тот момент чуть быстрее отреагировал (смеется).

— Ты был тем человеком, который сказал: «Пацаны, какие бараки? Идем в трон»?

— Да что там говорить было… Там игра уже была закончена. Я бы сказал так. В третьей игре, видя наш драфт, я уже понимал, что эту игру мы выиграли. Математически у них шансов было тупо ноль. Если они хотели нам что-то сделать, то им разве что надо было выйти в гиперлейт и отбиваться от нас на байбеках. Но так шансов у них не было вообще. Там уже можно было праздновать нашу победу сразу после драфта. У нас был карт-бланш в той карте. Самое забавное, что в третьей игре мы планировали снова поставить Beastmaster в мид, но когда мы увидели, что у противника определенные проблемки с контролем и насколько их пик уязвим против Puck, мы решили взять Puck. И пошло-поехало.

— Когда ты получил Аегис, чувствовал что-то особенное по отношению к этому трофею?

— Ничего. Я много трофеев зарабатывал, и в шахматах мне давали какие-то кубки, и все остальное. Для меня это просто символический кусок металла, который можно где-нибудь «толкнуть» за определенную сумму денег и купить себе поесть. Потому, что на тот момент, когда я играл турниры, я никогда не думал о кубках и все этой фигне, меня интересовал исключительно процесс и ресурсы, чтобы я мог поддерживать свою жизнедеятельность.

На тот момент я содержал сам себя. Все, что мне нужно было – средства для того, чтобы жить. А жизнь у меня была, так сказать, нелегкая. Грубо говоря, я занялся выживанием, как только закончил школу.

— А сейчас, через девять лет, тот факт, что твое имя выгравировано на Аегисе и будет там всегда, пока будет существовать Дота, что-то значит для тебя?

— Да нет, не особо. Опять же, это… Там чье-то имя нарисовано. Ну и что? У нас есть много трофеев, есть много турниров, много всего, где что-то где-то нарисовано, чье-то имя выгравировано. Это, возможно, влияло бы на людей, у которых высокое чсв. Но я с этого рофлю уже больше шести-семи лет. Хотя люди до сих пор этого не понимают, ну и хрен с ними. То, что там выгравировано мое имя…Да и черт с ним. В моей жизни, честно говоря, почти ни тепло, ни холодно от этого. И в душе мне поровну на это.

— Учитывая твой прагматизм, ты ценишь деньги, как я понимаю. В тот момент, когда тебе пришли деньги, был какой-то восторг? Что ты тогда испытал?

— Была радость, потому, что я мог долечить свои зубы, допустим. У меня там были дикие проблемы. Сейчас, слава Богу, с этим все в порядке. В детстве я не очень любил их чистить, и в один момент у меня чуть ли не все зубы были под угрозой. И мне пришлось хорошенько поработать над ними всеми.

Потом, я всегда дико экономил. Может быть, многие отметят, что когда я заходил в ресторан, я там вообще предпочитал не есть, когда мы куда-то ездили. Для меня даже 10 долларов это были серьезные деньги, на которые много чего можно было купить в Москве. Это когда мы ездили в Европу. Я экономил из расчета, что деньги всегда нужны. Тогда еще не было предпосылок к тому, что Дота станет настолько популярной, и люди будут столько зарабатывать. Я копил с расчетом, что, возможно, в будущем мне нужно будет менять вид деятельности, и мне нужны будут средства, чтобы просто покупать еду.

— Помимо EHOME, с кем были сложные игры или каких оппонентов вы опасались?

— Реально команды, против которых было интересно играть на первом Инте лично мне – это Moscow Five, там была интересная заруба, но все равно не такая, как против IG, потом с IG был мощный замес на 48 минут. Слава Богу, мы не попали на MeetYourMakers.

— Почему?

— Они были умными, они знали нас с ног до головы. Это вообще, наверное,  была единственная команда, с которой мы играли кв. Одна из. Мы понимали, что они нам забанят всех ключевых героев, как EHOME, и просто возьмут деф хайграунда. Я на сто процентов уверен, что они нас бы развалили в best-of-1. Но я уверен на сто процентов, что если бы мы попали на них в best-of-3, то мы бы их, опять же, развалили просто потому, что после первой игры мы бы перестроились.

Ну, и потом, естественно, со Scythe было весело, а в конце с EHOME я бы отметил только вторую игру, где я был на Beastmaster в миде. Третья — это автовин с нулевой, а первая – это автовин для них с нулевой, нас там закрыли по всем параметрам. А вот на второй Инт– это испытание. Это мясорубка. Нас уничтожали во всех пракках, во всей групповой стадии. Это вообще чудо было, что мы из группы вышли в сетку виннеров.

— Наверняка ты слышал о шоуматче NA’VI 2010 против NAVI 2020. Каким старым составом NAVI по Dota 2 ты бы сыграл сейчас и против какой команды? Какой состав назвал бы «золотым»?

— Думаю, «золотой» был, конечно же, с Ваньком, потому, что он был эмоциональный, веселый. И в принципе, где бы я с ним не играл, было просто очень весело. У Сережи(Smile, ARS-ART – прим.ред) тоже очень много своих плюсов, но конкретно я всегда ценил в любой игре веселье, радость, удовольствие. Я почти никогда не играл на результат, я играл ради процесса. И Ванек в этом хорош. Его минус в том, что он долго нигде не задерживался (смеется). Даже после первого Инта от нас «свалил». Решил сделать свою команду перед вторым Интом, ничего не получилось, ну и черт с ним, бывает, ошибаются люди. Но всегда было очень круто, когда я играл с ним…

Даже когда мы играли недавно Midas Mode тем составом, было супер весело. Там еще такой мод был… Нам даже было лень читать, что эти челленжи делают: что-то там по реке побегать, поквакать, как это делали некоторые. Мы решили: «Да ну его нафиг. Будем брать, что есть». В итоге у нас деньги закончились.  Нас просто деньгами задавили в конечном итоге. Но было весело. Может, если бы мы сыграли другой мод какой-то, мы бы показали результат и получше.

— Какую команду ты расцениваешь как самого большого противника в те годы?

— На первом Инте, конечно, EHOME. Это были титаны. Это были просто убийцы всего и вся. В первой Доте они проиграли только один турнир за полтора года. И то это было против нас в групповой стадии, когда мы их запушили. Эти ребята просто уничтожали всех. Я назову просто имена, кого они побеждали: miserY, Fear, Puppey, KuroKy,Loda . Это были не новички. Это были люди, которые начали играть в Доту раньше китайцев, уже играли в нее три-четыре года, и просто пришли китайцы, потренировались один год, и они просто и камня на камне не оставляли, играя против всех вот этих топов, которых я сейчас назвал.

EHOME всех нас убивали без шансов. Слава Богу, что 820 ушел после первого Инта с просцены. Потому что если бы он остался в Dota 2, не дай Бог, и начал задрачивать так же, как он это делал в первой Доте, там могла бы быть точно такая же ситуация, когда чел с четырьмя сильными игроками разваливает всех. Слава Богу, что он ушел на покой. Потому, что иначе бы в финале второго Инта меня точно не было (смеется). А в финале третьего либо Alliance, либо NAVI точно не было бы. Puppey тоже очень ценил 820 и считал его одним из самых сильных капитанов за всю историю Доты. Спасибо, что величайшие уходят. А в нашем случае он еще и ушел весьма вовремя.

— Современные дотеры часто говорят, что на первых The International никто не умел играть. Как ты думаешь, на первом TI это было все-таки слабое понимание игры или здоровая адаптация к реалиям той игры?

— Скорее просто условия были другие. Если посмотреть сейчас, то топ держат игроки, которые и тогда были в топе. Стоит учитывать, что игра развивается. Естественно, с каждым годом в любую игру люди начинают играть все лучше и лучше.

Допустим, если брать примеры из реального спорта, с тем же успехом можно сказать и про Пеле. Мол, он играл, когда на поле 1к-челики бегали и ничего не умели. И так можно сказать про любую звезду в любом виде спорта, который достойно выступал, например, 50 лет назад. Или можно сказать так про шахматистов. Мол, на самом деле они какие-то лошки были, тогда никто играть не умел.

Да, естественно, уровень Доты растет. Но стоит помнить о том, что…Мы же не убираем время, когда мы играли. Мы играли тогда, в тех условиях. Тогда не было dotabuff, даже хоткеев не было, мы были вынуждены кликать по клавиатуре слева-направо. Не было нормального интернета, я помню, часть игр просто один игрок вылетает, и вы доигрываете 4 на 5. Тогда условия были в несколько раз хуже, чем есть сейчас. Соответственно, в тех условиях, которые есть сейчас, а они раз в 50, может быть, 100, лучше, чем раньше. Потому, что раньше у меня даже не было денег, чтобы в компьютерный клуб пойти и сыграть турнир, отстоять чемпионство на одном из ESL, где я до этого занял первое место.

В механическом плане уровень игры раньше был сто процентов хуже. Но если брать уровень понимания игры, то это уже вопрос. Потому, что сейчас я вижу такую ситуацию, что понимание как раз самое высокое у тех людей, которые тогда были в топах, в 2009-2010 году. А именно: у KuroKy, у Puppey – вот у этих ребят понимание как было тогда суперстильное, так оно и осталось. Даже если брать стаки, которые побеждали на турнирах, то это, опять же, кто? Директор-8, который на четвертом Инте кучу фейлов допускал? Потому, что в первой Доте у него было отличное понимание. Потом, Loda. Тоже человек с хорошим пониманием, но кликать рано или поздно он начинает все слабее и слабее.

И в результате, если присмотреться, то сейчас в топе не молодежь, которая считает, что сейчас время лучше и они классно все делают. В топе старики, которые тогда были топами, и в топе они сейчас. Только потому, что они понимали тогда и, соответственно, будут понимать и сейчас. Разница лишь в том, что некоторые из них при этом еще и кликают нормально, более или менее: Puppey, KuroKy. И если у нас реально есть челибанистеры, которые считают, что сейчас игроки играют получше, то пожалуйста, вперед: соберите составчик, не берите стариков, которым там за 27, за 28 лет, которые тогда были топами и что-то понимали, и покажите, что вы реально что-то понимаете.

Пока я вижу, что понимают только игроки 2011-2013 годов. Кто у нас в топе? N0tail? Он играл со мной в те времена. Когда он брал Wisp, потом мы его банили и разносили в каждой игре. KuroKy тоже, лидер Nigma. Puppey. И вот я уже назвал три топовых состава: OG, Secret и Nigma. Вот они – старики, которые управляют молодежью. Ceb! Ceb, который играл со мной в первой Доте, он тоже понимает.

Вот сейчас эти люди– это титаны Dota 2. Соберите команду и развалите их, раз вы так все хорошо понимаете. На здоровье. Люди, которые принижают заслуги людей в киберспорте, принижают заслуги людей вообще во всем спорте. Это можно делать, только зачем? И так каждый человек в мире понимает, что с каждым годом дисциплина, естественно, развивается. Зачем? Хотя бы одна мысль. Зачем это продолжать говорить, если это и так всем понятно? Зачем говорить, что 2+2 =4? И так все прекрасно понимают, что каждый спорт будет с каждым годом развиваться. Зачем это повторять 24/7? Какой смысл? Это бессмысленно, на мой взгляд. Такое ощущение, что люди, которые это говорят – какие-то идиоты, которые в жизни вообще ничего не понимают.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: gameinside.ua